Узнай первым!

Нажми!

Свежие новости сайта, анонсы материалов, уроки, анализ - по почте! Тексты из рассылки на сайте не публикуются! Заполни поля и нажми кнопку "Да, хочу"!

Вы не одиноки!

Сейчас 229 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif
Главная
Как научиться петь самостоятельно, без педагога?
Автор: Ирина Рамзина   
08.08.2009 20:12

Возможно ли, хотя бы в принципе, это осуществить?

Такой вопрос задают себе многие тысячи людей во всем мире, а ответов на него, как правило, всего два – Да или Нет. Вокал – штука многогранная, поэтому ответ на такой вопрос вряд ли может быть простым и односложным.

Роль преподавателя, вокального тренера, конечно, велика. Давайте посмотрим, что он, собственно, делает.

1. Учитель пения представляет из себя главного оценщика вашего голоса, именно он определяет степень вашего «продвижения» вперед (или назад) от урока к уроку. Когда вы поете, сосредоточившись на этом процессе, преподаватель вас слушает не менее сосредоточенно, отмечая штрихи и детали, над которыми нужно работать. То есть, одновременно петь и внимательно себя слушать вы, естественно, не можете, но можете сделать запись исполнения и анализировать потом именно ее. Но как анализировать? Как понять, где хорошо, а где нет, и почему именно в этом месте звучит хорошо, а вот здесь не нравится?

2. Преподаватель знает, что делать с вашим голосом в случае его «отклонения» от заданной «оси». Но какова эта «ось»? Ее определяет, как правило, сам преподаватель на основании своего опыта и своих знаний. А как он влияет на ваш голос в случае такого «отклонения»? Не может же вокальный педагог залезть вам в гортань или еще глубже, чтобы что-нибудь там подправить!

Конечно, не может. Он дает вам рекомендации, облекая их в форму или образную («вот здесь четче, здесь теплее, добавь экспрессии…»), или предлагая ряд вокальных упражнений, исполняя которые вы сможете научить свой голос тому, что он (голос) не умел раньше. Но выполняете вокальные упражнения именно вы, а не ваш тренер, то есть, в конечном итоге, именно вы развиваете свой голос, преподаватель лишь дает направление и контролирует ваше движение.

3. Есть аспект, в котором влияние педагога переоценить просто невозможно. Этот аспект – наличие у любого ученика элементарной лени. Признайтесь, ведь людей без лени не бывает. Правда, заплатив за урок и придя на него вы будете работать в любом случае – деваться все равно некуда, а вот заставить себя регулярно и с полной отдачей заниматься вокалом самостоятельно – задача не из легких. Так что вокальный тренер – прекрасный стимулирующий фактор.

Специалисты давно отмечают и то, что на успехи ученика сильнейшим образом влияет психологический климат, присутствующий на занятиях, да и отношения с педагогом в целом. Совпали характерами, понравились друг другу – продуктивность занятий удесятеряется, учащийся как будто «крылья обретает». Ну а если все наоборот? Тогда все наоборот. Любая палка ведь «о двух концах». Так и занятия вокалом с преподавателем не могут не иметь отрицательных черт. Каких?

1. В предыдущем пункте 2 шла речь о некоей «оси», то есть той модели голоса, которую строит преподаватель. О чем я говорю? Вы заранее не представляете, каким может быть ваш голос и доверяете вашему вокальному педагогу – «ему лучше знать, он профессионал, он за это деньги получает». Профессионал, но не господь Бог!

Так или иначе педагог слышит ваш голос и, сравнивая его с некими «моделями», сложившимися в его понимании на основе опыта, стремится «вылепить» из него (голоса) одну из этих моделей.

Например, ему кажется, что ваш голос очень подходит для развития его в классическом направлении, или, наоборот, популярные песни это именно то, что вы будете исполнять с наибольшим эффектом. Конечно, у вас был разговор, и вы говорили, что фанатеете от рока и только от него одного.

Несмотря на то, что учитель примет к сведению данную информацию, он все равно станет стремиться, зачастую неосознанно, к развитию у вас черт того стиля, от которого «фанатеет» сам.

Отсюда вывод – идти нужно к тому преподавателю, который владеет соответствующими техниками и может научить вас.

В чем же проблема? Видите ли, развитие голоса представляет из себя такой процесс, который до поры до времени для всех одинаков (ну, разве что можно особняком поставить развитие голоса по академической модели). Как в вузах, первые два курса – общие для всех специальностей дисциплины, а специфика каждой профессии – позже. Вот и в вокале так же. Основы вокальной техники должны изучаться сначала, а они одинаковы для всех стилей, различия начинаются позднее, когда голос развит до определенного уровня.

Тренеры-«стилевики» часто пренебрегают необходимостью освоения учащимся основ вокальной техники, стараясь побыстрее получить именно «стилевой» эффект. Однако учащиеся-то об этом не знают! Если же начинать работать с преподавателем, хорошо дающим именно основы, рано или поздно наступает момент, когда пора перебираться к «стилевику», чтобы продолжать развитие и не допустить стагнации.

Правда, к тому времени большая часть учащихся уже «остывает», а услужливая лень подсказывает: «Да зачем тебе это? Ты и так уже все знаешь!»…

2. Теоретическая подготовка певца производится на уроках вокала в наимельчайшей степени. Где находятся голосовые складки, что такое диафрагма, чем отличается друг от друга грудной и головной звук (как правило на примерах виброощущений, что уже наполовину не теория, а практика) – вот, как правило, и все. Остальные теоретические знания о строении не только своего голосового аппарата, но и голоса как функции в целом ученик получает лишь по мере того, как задает вопросы сам. Вдумчивая и углубленная подготовка, разбор различных примеров как правило не ведется, по крайней мере мне такие факты не известны. Слишком мало времени.

Так может и не нужно? Певец должен петь, а не теоретизировать… Так большинство и считает.

Я по этому поводу не собираюсь разводить долгих разговоров, хочу лишь напомнить, что болезни тоже раньше лечили не лекарствами, а молитвами – вот вам налицо недостаточная теоретическая подготовка с соответствующим результатом…

3. Встречи учителя с учеником достаточно редки. Как правило 1-2 раза в неделю, реже - 3. Но спросите ЛЮБОГО вокального педагога, и он ответит, что заниматься вокалом нужно интенсивнее, то есть каждый день хотя бы по часу. Каждый. Без выходных. Таким образом можно делать это только самостоятельно – дома. Знаю по собственному опыту, что те, кто соблюдает такую установку, «растут» гораздо быстрее и осваивают вокальную технику, пока она еще не успела «надоесть».

Ведь в конечном итоге не ради одной техники певец занимается! Он хочет песни петь, а не упражнения! Однако, для того, чтобы развить голос, потребуется все равно исполнить определенное количество упражнений. Чем сознательнее к ним подходить (с полным пониманием их задачи, нюансов исполнения и т.д.), тем быстрее появится положительный результат. А он появится, если работать, у всех появляется.

4. Ну и, в заключение – деньги! А можно этот фактор поставить впереди. Занятия с педагогом – вещь дорогая. Статистику не привожу, не по теме.

Так как же лучше всего заниматься вокалом? Самый, на мой взгляд, правильный способ – совмещение. Один или два раза в неделю занимаемся с преподавателем, остальное время – выполнение «домашней работы» и изучение теории. Нет педагога, который говорил бы своим ученикам: «Ни в коем случае не занимайтесь дома!», наоборот, эту форму приветствуют все. Кроме того, любому учителю легче работать с тем учеником, которому не надо объяснять элементарных вещей, который мысль своего учителя «хватает на лету».

Однако, справедливости ради, надо заметить, что есть на свете и прекрасные певцы-самоучки, преподаватель в жизни которых появлялся уже тогда, когда они добирались до определенных высот. А иногда преподавателя вокала не было рядом ВОВСЕ! ВСЕ молодые люди, исполнение которых вы слышите ниже – САМОУЧКИ! Мы нашли друг друга при помощи группы ВКонтакте.

Антон “Per te”

Алена “You lost me”

Виктор “Black and white”

Клара “Body and soul”

Наталья “La voix”

Я (не одна, конечно) в течение двух с половиной лет разрабатывала специальное учебное пособие для вокалистов различной степени подготовленности, при помощи которого они могли бы как самостоятельно, так и при небольшой помощи вокального педагога освоить базовые техники современного вокала. Теперь такой мультимедийный учебник готов и Вы, если хотите, можете с ним познакомиться подробнее.

Если бы у тех молодых людей, исполнение которых вы слышали выше, был бы еще и вокальный учебник «Технические основы пения», то кто знает, что они могли бы еще?! Хотя…

…главным, все же, является желание и работоспособность, сколько живу, столько убеждаюсь. Получается, что на поставленный в начале статьи вопрос правильный ответ – положительный и самостоятельное постижение техники пения вовсе не является мифом.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Просмотры: 135500
Комментарии (23)add comment
 1 2 > 
...
Автор: Андрей , 15-01-2014

Елена, вы правы, поет действительно группа DoubleFlash, Виктор Жалнин как раз их солист!

Так в чем мы вас убили? Вы бы поинтересовались составом группы-то...

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +4

...
Автор: Елена , 14-01-2014

Вы меня убили, почти не одну эту песню не поет написанный человек, ну вот послушайте "Black and white" это же DoubleFlash поют. Эх
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -2

...
Автор: Ирина Рамзина , 12-11-2013

А вы заходите к нам в группу ВКонтакте. Давайте пообщаемся. Там можно и конкретно обсудить те или иные проблемы. Сайт - это все-таки как журнал, читать и только. А вот форум - уже площадка непосредственного общения!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +6

...
Автор: Kate Kennedy , 11-11-2013

У каждого есть мечта, верно? Вот и я безумно желаю научиться петь. Подруга говорит, что что-то у меня есть, и я не так уж безнадежна, но когда слышу себя со стороны, мой голос звучит так ужасно. Знаю, что при записи на диктофон все искажается и вообще сам себя слышишь всегда хуже и оцениваешь строже или что-то вроде того.. Но я действительно не уверена, что из этого что-то бы вышло. Репетитор дорогой, поэтому сразу отмела этот вариант. Больше всего на свете мечтаю о голосе, и не переношу людей, которые не ценят такой талант (есть пара знакомых).
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +10

...
Автор: Ирина Рамзина , 15-10-2013

А вы пришлите свой пример в письме. Возможно, все совсем не плохо, часто свое собственное исполнение кажется ужасным, но объективно это не всегда так.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +2

...
Автор: Владимир , 13-10-2013

Очень хочу научиться петь! Большинство говорят, что у меня неплохо получается, но после того как я записал свой голос на диктофон и прослушал - мне хотелось прокричать "о, ужас"!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +5

...
Автор: Ирина Рамзина , 13-08-2012

Я уверена, что помог бы. Так в чем же дело? Приобретайте и используйте, не теряя времени.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -1

...
Автор: Татьяна , 13-08-2012

Я с детства пишу песни и стихи, моя самая заветная мечта научиться их красиво исполнять. Думаю, ваш учебник очень помог бы мне в этом!!!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ирина Рамзина , 27-05-2012

Диана, Кэтрин, вы не одиноки в своих желаниях, но в вашем возрасте самостоятельное обучение вряд ли возможно.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -1

...
Автор: кэтрин , 27-05-2012

я очень хочу научиться петь
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -1

...
Автор: диана , 24-05-2012

помогите я очень сильно хочу петь это моя мечта,но к сожалению никак не могу нет слуха и голоса!!!!!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +2

...
Автор: Кирилл , 17-02-2012

Ничего, Энрико Карузо сам научился петь, без педагога и чего достиг, каких высот!! Не забывайте, пожалуйста, что петь умеет не обязательно индиго или экстрасенс, а обыкновенный человек. Все в ваших руках.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -1

...
Автор: Ирина Рамзина , 25-11-2011

Соня, задайте вопрос в рубрике "Спрашивали? Отвечаю...", только указав свой НАСТОЯЩИЙ email.

Обязательно отвечу

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Соня) , 24-11-2011

Здравствуйте когда я послушала своё любимую песню то я стала повторять за ней и в итоге стала петь её каждый день!!!И от этого я теперь могу очень долго тянуть голос красиво)Так получилось что от природы у меня очень чистый голос)Только он у меня не очень сильный!Не подскажите что надо делать?
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Женя , 07-11-2011

нисколько не занудно! наоборот - доступно и интересно.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +1

...
Автор: Ирина Рамзина , 31-10-2011

Слово "это", Карина, пишется через букву Э.

Впрочем, это тоже занудно...

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +2

...
Автор: карина , 30-10-2011

как ето занудно
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ирина Рамзина , 29-06-2011

В вашем, Аделина, вопросе уже содержится ответ - учиться управлять голосом.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Аделина , 29-06-2011

здравствуйте )
у меня от природы очень развит сильный голос, но управлять я им не умею, а на уроки вокала мне ездить очень далеко ((( подскажите, что я могу сделать одна с моим голосом ?

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -1

...
Автор: Ирина Рамзина , 14-04-2011

Нет, Анатолий. Изначально учебник не для тех, у кого пока страдает интонация. Естественно, сначала нужно "попадать в ноты", а уж потом идти дальше... Так вот ТОП для тех, кто уже идет дальше...
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +1

 1 2 > 

Написать комментарий
Вы можете добавить комментарий здесь

busy
 

Поиск по сайту

Карта посещений

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru