Вы не одиноки!

Сейчас 238 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Соул – основа современного популярного и рок-вокала Упражнения на технику пассажей runs (running)
Упражнения на технику пассажей runs (running)
Автор: Анастасия Егорова   
19.01.2013 14:28

Итак, третий прием, упражнения на знаменитый runs или running, оба термина правильны (начало см. в предыдущей статье).

Сначала немного теории, так как это важно для лучшего освоения и развития самостоятельного стилистического слуха, в результате которого вы без труда будете сами «снимать» все пассажи из понравившихся произведений.

Что же представляют собой пассажи runs с мелодической точки зрения? В основе всех этих пассажей лежит пентатоника: мажорная или минорная, хотя по сути это одна и та же гамма, построенная на 5 нотах, меняется только соотношение интервалов между нотами, и поэтому, если начать петь, например, мажорную пентатонику на малую терцию ниже, то она получится минорной, хотя ноты у нее будут те же.

Самый простой пример пентатоники - это черные клавиши фортепиано. Кто хотя бы чуть-чуть умеет играть или учился, наверняка баловался в детстве, играя «китайские напевы» на черных клавишах. Вот это и есть пентатоника. В соул она попала, конечно, не из Китая, а благодаря влиянию блюза и, соответственно, блюзовой гаммы, с ее пониженными 3, 5 и 7 ступенями. Вот они, эти 3 гаммы:

Мажорная пентатоника

Минорная пентатоника

Блюзовая гамма

Итак, все, абсолютно все без исключения пассажи runs имеют в своей основе пентатонику, ее отдельные фрагменты или же вариации на ее нотах, с частым «вкраплением» блю-нот, как «подтяжечных» форшлагов. Убедитесь сами:

Stevie Wonder “As”

Таким образом, какая бы композиция соул или госпел вам ни встретилась, вы услышите в пассажах пентатонику в ее разных вариациях, послушайте сами и убедитесь. Поэтому практикующему соул певцу не составляет никакого труда снимать пассажи любой сложности (спеть их - это уже другой вопрос, тут нужна тренировка), так как никаких других мелодических вариантов, случайных альтерированных нот там нет.

Я бы сказала, все проще, чем диктант в детской музыкальной школе.

*****

При таком специфическом строении runs, самый лучший способ научиться их петь - это петь упражнения на основе пентатоник. Ниже я привожу примеры самых распространенных упражнений, которые были разработаны с учетом наиболее частых мелодических и ритмических движений, но, освоив их, можно далее придумать и множество других вариантов, равно как и снимать фразы из произведений и тренироваться на их основе. Обратите внимание на отметки взятия дыхания (запятые), так как это важно.

Сначала звучит звуковой отрывок упражнения, а затем следует его нотная запись.

Упражнение на короткие пассажи

 

Упражнение на длинные пассажи (мажор)

 

Упражнение на длинные пассажи (минор)

 

Упражнение на пассажи триолями (мажор)

 

Упражнение на пассажи триолями (минор)

Как я уже ранее писала в предыдущей статье о «подтяжках», но не поленюсь повторить, потому что это крайне важно - упражнения следует начинать петь в медленном темпе, добиваясь четкости.

*****

Между нотами не должно быть legato, они не должны сливаться, а должны рассыпаться, как бусины, выстукивать, как капли дождя по крыше. Приведу пример и менее романтичный (так как в вокальной технике, построенной на ощущениях, все средства хороши, лишь бы поймать ощущение) - ржание лошади.

Если вы прислушаетесь, то услышите как у нее много таких отрывистых «и» слышно, а не одно сплошное протяжное «иииииии». Вот именно так должны быть слышны гласные в пассажах runs, а если петь их сразу же быстро, то вместо отдельных отрывистых «а», «е», «и» и т.д. у вас получатся длинные гласные на весь пассаж, этакое глиссандо, а это уже совсем другой прием. 

Чтобы было легче отделять одну ноту с гласной от другой, на первых порах можно воспроизводить такое отделение ребром ладони в горизонтальном положении, как бы разрубая воздух на каждой ноте (этакий дирижерский жест, легкий и не зажатый). Такой зрительный пример очень помогает. Но это, конечно, вспомогательный трюк только для начального этапа, хотя некоторые помогающие жесты руками, если присмотреться, нередко наблюдаются у соул певцов, правда, их обычно принимают за часть спектакля.

Когда вы уже хорошо поете упражнение в медленном темпе, не помогая себе жестом, следует добавить полутоновые «подтяжки» к первой ноте каждого пассажа. Затем можно начать постепенно убыстрять темп. В идеале, в дальнейшем следует петь данные пассажи от разных нот, увеличивая со временем диапазон, так как runs встречаются абсолютно во всех регистрах, а длинные так и вовсе могут начаться в одном и закончиться в другом.

Но это уже дело практики, хорошей вокальной техники (то есть вокальной опоры, в первую очередь). Ну и не поленюсь напомнить, что пассажи поются на разные слоги, которые я уже приводила в статье об общих принципах.

*****

Когда начальные упражнения начнут получаться в среднем темпе, можно параллельно начать «снимать» (выдергивать) отдельные пассажи из песен и тренироваться на них, точно таким же способом, какой я описала для упражнений. В таких пассажах вам часто могут встретиться и другие приемы, о которых мы говорили выше: точно «подтяжки» (так как без них никуда) и тремоло, таким образом, будете тренировать уже комбинированные пассажи: running с «подтяжкой» + тремоло. 

Не расстраивайтесь, если освоение runs не дается вам легко, как говорят, тяжело в учении, легко в бою. Прием runs, пожалуй, самый сложный из всех остальных стилевых приемов, но и самый эффектный и выразительный. И результаты обязательно будут, так как все в точности как в спорте, только тренируем не бицепсы, а гортань.

Когда в результате упражнений она станет у вас подвижной и более гибкой, весь накопленный опыт неожиданно «выстрелит» в цель, и вы начнете замечать, с какой легкостью вы поете пассажи в песнях. Ведь в упражнениях специально собраны по максимуму все возможные сложности, в произведении же вряд ли вам встретится что-то подобное.

А в музыке (что при занятии инструментом, что при занятии вокалом) все время так: кажется, занимаешься-занимаешься, а толку никакого, а потом переступаешь какой-то невидимый барьер и как будто что-то щелкнуло, какая-то волшебная кнопка: вдруг сразу начинает все получаться. Надо только набраться терпения.

На следующей странице познакомимся с двумя следующими приемами - drift и rattle.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Просмотры: 20191
Комментарии (5)add comment
...
Автор: Анастасия , 01-07-2014

Спасибо огромное!!!!!это невероятно полезная статья


...
Автор: Анастасия , 09-03-2014

Олеся, а какие еще могут быть упражнения на тренировку гортани? Сами по себе runs ее гибкость тренируют. Могу только посоветовать никогда гортань не опускать, как при академе, не опускать также корень языка ни в коем случае, так как сразу же беглость теряется, да и звук становится утробным. Ну и анкеровка шеи и головы и наличие twang определенно помогают.


...
Автор: Олеся , 09-03-2014

Да, это очень полезная и интересная информация!!! Я очеь давно хотела разобрать по крупинкам западный вокал! Спасибо Вам огромное!!! А на тренировку гортани для приема runs у Вас есть? Была бы счастлива их увидеть!


...
Автор: ольга , 10-02-2014

Спасибо огромное за сайт. Давно искала упражнения на соул!!


...
Автор: Светлана , 28-10-2013

Я так рада, что есть такой сайт! Спасибо Вам огромное!!! Я очень давно искала различные способы и упражнения на беглость голоса, именно такую, которая нужна для исполнения песен в стиле соул!!!Такое счастье наконец в этом разобраться!=)))))))



Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru