Вы не одиноки!

Сейчас 370 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Мифы и заблуждения Вокальные параллели и перпендикуляры. Мифы о бельканто. Часть II
Вокальные параллели и перпендикуляры. Мифы о бельканто. Часть II
Автор: Анастасия Егорова   
30.03.2013 18:47

Продолжение. Начало см. в предыдущей статье.

Принципиальная и техническая разница между двумя основными вокальными стилями - бельканто (академическим вокалом) и современным начинается уже с базового фундамента.

Например, бельканто делит голоса следующим образом:

Мужские голоса: бас, баритон, тенор

Женские голоса: контральто, меццосопрано, сопрано, лирическое легкое сопрано или колоратурное сопрано.

В современном вокале довольно проблематично подобное разделение голосов, так как разные его стили порождают мириады разной вокальности. Потому в современном вокале лучше не стараться делить голоса на типы, а делить на разные способы пения (принимая, конечно, всегда во внимание правильную технику, которая не приводит к повреждению голосовых связок).

Второе.Между двумя техниками, пусть даже с общей технической базой (постановка дыхания и использование резонанса) существует принципиальная и существенная изначальная разница, так как они являются продуктом двух, совершенно различных механизмов гортани, почти противоположных.

Первая техника (академическая) - механизма, так называемого, вокального мускула (m.vocalis), вторая (современная) - вступления в функцию перстнещитовидной и перстнечерпаловидной мышц.

Третье. Очень сложно работать над некоторыми механизмами, над быстротой и контролем голоса. Меняется сила и характер голосообразования. Меняется дыхание и его использование. Чтоб понять разницу, достаточно образного сравнения. Два человека держат простыню, и она колышется посередине, прогибаясь и возвращаясь на место. Движения сильные, глубокие, но медленные. То же самое, но два человека держат носовой платок: прогибается не так сильно, но колышется гораздо быстрее.

Я лично пробовала экспериментировать с техникой belcanto, чтобы помочь себе в освоении современного репертуара, но чем больше пробовала, тем дальше уходила от намеченной цели и того звука, что мне нравился и что звучал в подсознании. Изрядно хромала и техника стиля, свойственная современной музыке. Например, когда я пробовала петь соуловые пассажи runs (из репертуара Stevie Wonder, Mariah Carey и т.п.), то одной из главных проблем становилась их неповоротливость и чрезвычайная замедленность, и это не что иное, как результат повышенного давления звуковой волны при голосообразовании в академической манере.

Ну и, наконец, belcanto ставит голос таким образом, что петь современные песни тихо становится практически невозможно, или это производит удручающее впечатление, а ведь использование микрофона современными исполнителями подарило нам и такую возможность, в целях придания выразительности песне и убедительности исполнению.

Подводя итог вышесказанному, хочу сразу оговориться, что в мои цели отнюдь не входит очернение ни академической школы вокала, ни тем более итальянского стиля belcanto, который считаю идеальным, но.... для будущих исполнителей оперы. Что же касается современного вокала, то, как верно заметила Ирина Рамзина в статье «Как петь эстраду», важно знать, что вы хотите петь, и вокальный педагог должен учитывать ваши желания.

*****

Из чего, собственно, складывается преподавание вокала? Из техники и стиля. Как правило, стиль диктует и развитие определенной техники. Но на практике часто приходится сталкиваться с некоторой обобщенностью в подходе к обучению вокалу.

Так, если мы приходим в школу латиноамериканского танца, будут ли нас учить adagio, tandue, grand batman и другим подобным фигурам классического танца? Нет, даже и в голову никому не придет. Зато нас будут учить таким специальным «шагам», как bachata, cha cha cha и иже с ним.

Ясно любому дилетанту, что классическая балерина вряд ли станцует самбу или же хипхоп без специального обучения, заявляю это со всей ответственностью бывшей абитуриентки балетной школы при Большом театре, равно как и признанный танцор брейк данса не станцует «Лебединое озеро».

Но если в танце, как ни странно и к счастью, все точки над «и» расставлены, и никому и в голову не придет учить в школе классического танца акробатическому рок-н-роллу, ничего подобного нельзя сказать о вокале. Вокальные педагоги, имеющие чисто академическую базу за плечами, прокламируют лозунг: «Научитесь петь классику - сможете петь, что угодно!», а порой и вовсе утверждают, что такие звезды, как, скажем, Whitney Houston имеют классическую постановку...

Точно также школы современного танца не претендуют преподавать все подряд, от мамбы и самбы до танца живота, разделяя все современные танцевальные стили по школам, и это правильно. Конечно, совершенно не отрицаю наличие универсальных мастеров, обучившихся многим стилям современного танца и способным преподать своим ученикам многие из них. Но все-таки универсалов от балета до хипхопа встречать не приходилось, хотя, честно говоря, гораздо больше верю в существование именно универсального мастера по танцу, нежели по вокалу, так как принципиальных отличий, не позволяющих, скажем, классической балерине освоить с легкостью тот же хипхоп, гораздо меньше, нежели между исполнителем оперы и трэш метал.

Конечно, никоим образом не предлагаю делить преподавателей по стилям, так как не сторонник узкой специализации. Но в целом, ситуация такова, что все-таки есть некоторые основные категории, по которым, кстати, и делят факультеты в западных музыкальных колледжах и университетах: академический вокал (опера, belcanto), джаз, популярная музыка (куда входит поп, рок и R&B). У нас в России справедливо присутствует еще и факультет народного вокала, который, кстати, как я уже писала в статье про бэлтинг, может стать и базой для современного вокалиста, так как по технике гораздо ближе к современному вокалу, чем столь модное и «раскрученное» в России belcanto.

*****

Обобщенность, увы, наблюдается и в самом процессе обучения. После долгих лет обучения разному вокалу и личной практики пришла к стойкому выводу, что хороший вокальный педагог - это, в первую очередь, диагност. То есть главной задачей вокального педагога является выявить проблемы и направить свой курс именно на них.

Тривиальный пример, может кто-то возмутится сравнению - парикмахер. Квалифицированный мастер, в первую очередь, посмотрит на вас и учтет ваши пожелания, и в конечном итоге сделает стрижку с учетом именно ваших вкусов и внешности, скорректировав в соответствии со своими профессиональными знаниями, если вы чего-то не учли.

Неважный мастер пострижет вас, как умеет, как его учили в школе парикмахерского искусства, не глядя на то, насколько это вам подходит и не особенно считаясь с вашими пожеланиями. Точнее, чаще всего он сделает вид, что делает именно то, что вы просили, но конечный результат будет для вас удручающим.

Приведу более серьезный пример - доктор, врач. Всем, наверняка, знакома сцена из знаменитого фильма «Собачье сердце», когда пациент приходит в профессору Преображенскому:

- На что жалуетесь?
Далее, какую бы жалобу не высказал больной....
- Снимайте штаны.

Вот, увы, в вокале почти такая же ситуация. Или же педагог вовсе не слушает или не желает слушать, на что же жалуется студент, чего ему не нравится в собственном голосе, чего ему хотелось бы улучшить или добиться в конечном итоге, или же действуют по принципу: «выслушай, но сделай по-своему».

Педагог по вокалу – диагност, и его задача - привести ученика наиболее эффективным и коротким путем к заветной цели. Если это, конечно, опытный и честный педагог.

Ученики, в свою очередь, тоже приходят разные, с разным уровнем подготовки, желаниями, устремлениями, и, главное, природными данными и/или проблематикой. Задача состоит в том, чтобы выявить то, что не получается, не функционирует в вокальном механизме, понять – почему, и направить все свои усилия на решение этой проблемы, то есть работать целенаправленно именно в этом направлении. Но чаще приходится сталкиваться с таким подходом, когда не техническая программа подбирается конкретному ученику, с учетом его индивидуальности, а ученик «подгоняется» под индивидуальную программу педагога, то есть под его собственные знания или опыт, полученные в музыкальном училище или консерватории и практикуемые с тех пор без «обновления базы».

Ученик годами ходит к педагогу, поет вокализы, как положено, а прогресса так и нет. В результате наиболее решительные ученики, не удовлетворенные результатом, меняют педагога и начинают новые искания, другие же продолжают внимать убеждениям, что все происходит не сразу, что «нужно время, и прогресс все-таки идет, но пока не заметен». Такое, конечно, возможно только в условиях терпеливой российской реальности, так как те же прагматичные американцы, привыкшие моментально возвращать назад не устраивающий их товар и живущие в соответствии с принципом: «Плачу деньги - нужен результат», породили совсем иную вокальную школу, предлагающую миру огромное количество профессиональных певцов и певиц, пусть не великих (тут уже вступает в действие целый комплекс природных талантов, связанных не только с вокальной техникой), но технически совершенных.

Тот же Сет Риггс пишет в своей книге совершенно открыто, что если после нескольких занятий вы не видите прогресса (то есть, нет явного улучшения в имеющихся и слышимых проблемах), значит, ваш вокальный педагог - простой аккомпаниатор, смените педагога.

Когда вы придете в фитнесс клуб, вам обязательно подберут индивидуальную программу, комплекс упражнений, помогающий убрать именно там, где лишнее и нарастить там, где не хватает. Так вот, американские вокальные педагоги работают по такому же принципу, потому и выводят в свет столько профессиональных вокалистов, так что есть над чем задуматься...

Таким образом, бельканто - совершенно не гарантия успеха, тем более в современном вокале, более того, часто вывеска belcanto равносильна фирме Armani, приклеенной на пошитые в Китае джинсы.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Просмотры: 11044
Комментарии (5)add comment
...
Автор: Сергей , 03-12-2016

В принципе, то, о чём Вы пишете - это то, чего бы я хотел в идеале от педагога по вокалу. Чаще всего мои пожелания игнорировали, даже когда я педагогу показывал записи, где отдельные ноты у меня получилось спеть тем звуком, которые я хочу. Правда, я воспринимаю музыку как композитор, а не певец, и мне нужен определённый тембр для создания определённого эффекта, а насколько это естественно для моего аппарата, вопрос десятый. Впрочем, сейчас уже поздняк метаться, мне уже многовато лет, чтобы петь самому. Нашел бы я что-то такое лет 20 назад - было бы о чём говорить.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Андрей , 25-10-2013

«Знать» - не значит «уметь». Вокальная подготовка в академической школе прививает определенный набор рефлекторных навыков. И эти навыки не дают потом возможности работать в другом репертуаре, для которого требуются навыки иные.

Для того, чтобы ученик мог разобраться, к тому ли «доктору» он обращается, и существует наш сайт. Если об этом никто не говорил, то почему бы не сказать первым?

Сам принцип обучения природный дар вряд ли огранит, это точно, но как его выявить? Ведь с таким же успехом ваши слова можно адресовать и академическому вокалу! Эффект того же «бумеранга».

Только сам человек может определить, что для него предпочтительно. Особенно когда речь идет о начальном этапе. Но должны быть альтернативы устоявшимся традициям. Пока их нет, вопрос о выборе исключен по определению.

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +3

...
Автор: Cotic007 , 25-10-2013

Так к нашему профессору с ангиной и не ходили. И тут всплывает интересный вопрос, а знает ли "больной", т.е. ученик, к тому ли "доктору" идёт...Разве сам принцип обучения способен огранить природный дар? Я думаю, что чем любознательнее ученик и чем шире его кругозор - тем больше граней откроет его умение. И чем больше он будет знать, а не ставить всё на карту конкретной методики...
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Анастасия , 24-10-2013

Каким бы симпатягой ни был профессор, аналог приводился по поводу метода действия. Человек болен ангиной - снимайте штаны... Точно также и педагог по вокалу: приходит вокалист со своими конкретными проблемами - а ему "ми-мэ-ма-мо-му", вне зависимости от существования КОНКРЕТНОЙ проблемы.

Студенты-вокалисты - не бревна и нельзя из всех "буратино" штамповать.

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +4

...
Автор: Cotic007 , 24-10-2013

Пример с профессором Преображенским для статьи вцелом имеет эффект бумеранга, т.е. отклик, противоположный ожидаемому. У Вас получается, что "педагог" всегда прав. Ведь вышеназванный профессор - большая умница! Да это просто не солидно...
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +1


Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru