Вы не одиноки!

Сейчас 445 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Новые вокальные технологии Вокальности. Знакомство с точкой зрения
Вокальности. Знакомство с точкой зрения
Автор: Андрей Васильев   
28.12.2013 10:37
Andrew3
Благодарю Анастасию Егорову за неоценимую помощь,
оказанную мне при работе над статьями для этой рубрики.

Как показывают научные исследования в области акустики, тембр человеческого голоса представляет собой очень сложную и уникальную для каждого звуковую волну. Звук – это, в первую очередь, воздух, выходящий изо рта или носа (или и того, и другого одновременно) под давлением, зависящим от силы выдоха.

Включение в работу голосовых складок «накладывает» на эту воздушную струю некий «отпечаток», который мы слышим, как голос. Этот процесс носит название «частотной модуляции». Конечно, сложность звуковой волны возникает не только благодаря работе голосовых складок, но и одновременному участию резонансных полостей – глотки, рта, носовых пазух, мелких внутригортанных полостей.

За весь СПЕКТР звуковой волны (тембр), таким образом, отвечает ВСЯ система вокальных органов, из нее нельзя, да и невозможно удалить какую-нибудь «деталь», этот механизм един в своей целостности. О его работе и различных зависимостях ее протекания подробно рассказывает рубрика о резонансе.

Но вот интересно, голоса разговаривающих людей не похожи между собой на слух, даже непритязательный и не тонкий, а голоса ПОЮЩИХ людей уже во многом схожи. Конечно, если мы говорим об одинаковой высотности нот, одинаковых типах голоса и одной и той же половой принадлежности певцов. Именно при данных условиях!

Мужской голос легко отличить от женского, высокую ноту от низкой, а голос баритона от голоса сопрано – это понятно, тут глупо утверждать обратное. Но два баритона, поющие, например, Фа первой октавы, уже во многом будут похожи, и иногда трудно определить сразу, ЧЕЙ голос где….

В чем тут дело? Почему так происходит?

*****

Уйдем немного в сторону классики…

При обучении классическому вокалу певцов учат создавать звук одинаковым образом. И учат одинаковыми методами, и звук требуется «одинаковый» (относительно, конечно). Ведь партии в операх написаны не для Нетребко, Паваротти или Брайтман, они написаны для сопрано, тенора, меццо… Для ГОЛОСА, а не для певца. Хотя каждый исполнитель поет одну и ту же арию несколько по своему, они же не роботы, да и природа голоса (тембр) все равно будет вносить свою лепту. Но величина этой «лепты» достаточно мала.

Голос Нетребко от голоса Каллас или Флеминг отличит специалист, искушенный слушатель, человек, немало времени посвятивший опере, любящий ее, часто слушающий, и поэтому его музыкальная память ловит оттенки, слышит тонкости, благодаря которым он и отличает одну певицу от другой. Неискушенный слушатель не разберется, для него голоса будут звучать практически одинаково.


Заслуга такого эффекта – стиль, манера, требования музыкального жанра. В данном случае – оперы.

Но ведь точно так же неискушенный в роке слушатель не отличит, скажем, голос вокалиста Europa от голоса вокалиста Skid Row. Тот слушатель, который заранее не знает, чья песня сейчас звучит…

Аналогично с джазом, с соулом, хотя в этих стилях (и роке тоже) индивидуальные особенности голоса проявлены больше, голоса сильнее отличаются друг от друга, чем в опере.

Зато оперный голос от рОкового отличит ЛЮБОЙ! При этом разговорный голос той же Анны Нетребко может быть вполне похож на голос, например, Кристины Агилеры. Разговорный, не певческий!

*****

Задумавшиеся об этом (в свое время) западные исследователи, да и восточные, поскольку велика роль японских ученых, посмотрели на голос в различных вокальных стилях, как на картину, которую рисовали для них акустические и оптические приборы (стробо- и эндоскопы). С их помощью люди попробовали заглянуть внутрь самого голосового механизма, чтобы понять, что и как там происходит при различных манерах (стилях, жанрах) пения.

Сложные выводы, которые нет смысла отражать в статьях, ибо там формула на формуле, можно интерпретировать для понимания таким образом:

• тембр певческого голоса состоит из набора определенных компонент, частично являющихся базовыми для самого человека (разговорный звук), а частично создаваемых искусственно, при помощи тех или иных действий, управляющих вокальной системой.

• тембр голоса можно разложить на некий конечный набор звуковых компонент, которые и определяют характер его звучания в ту или иную секунду фонации.

• создание таких компонент может быть функцией, управляемой самим певцом.

Эти компоненты получили название ВОКАЛЬНОСТЕЙ, наверное, так и правильнее, чего заморачиваться!

*****

Вокальности – «краски» голоса. Известно, что простой белый свет может быть разложен Ньютоновской призмой на семь частей. Каждый охотник желает знать… И так далее… Так вот, певческий голос в целом, независимо от стиля, тоже может быть разложен на ряд таких «цветов».

Да, не на семь в каждом конкретном случае, но сам факт присутствия таких «красок» позволяет вокалисту осознать, что и как ему делать, если требуется спеть песню иного стиля. Или даже придать определенной ноте тот или иной характер звука, добавив в него в данную секунду «цвет» или его «оттенок».

Хотя во многом тот или иной голос уже состоит из некоторого набора вокальностей, просто поющий не задумывается об этом, привыкнув петь так, а не как-нибудь иначе. Ну ведь жёлтый цвет не знает, что состоит из зеленого и красного! То есть для владения и управления вокальностями певцу необходимо, в первую очередь, допустить такую мысль вообще. Что тембр его голоса сам состоит из ряда «красок», и что можно добавить к нему ряд других. Тембр голоса – это не раз-навсегда закрепленная природой данность, ее можно менять. 

*****

Начнем с того, что естественный голос (то есть – не поющий или никогда пению не обучавшийся, как частный случай – разговорный) обладает двумя «естественными» вокальностями – speech (от англ. – речь) и falsetto (фальцет).

Ну и, конечно, ни в коем случае нельзя забыть о вокальности fry («жареный» голос) о котором на сайте есть специальная статья. Фрай – компонента, создаваемая расслабленными голосовыми складками, особый тип их работы. Не тип самих связок! А тип СОСТОЯНИЯ (СМЫКАНИЯ)!

Периодическое расслабление мышц, ответственных за натяжение и смыкание образований, которые называются голосовыми складками, необходимо. Вокал – род довольно тяжелой работы. Если учесть, что эту работу производят очень маленькие мышцы, находящиеся внутри гортани, то им же нужно давать отдых! Правда, при этом, длительность «отдыха» сообразна размеру – мышцы столь маленькие, что отдохнуть им хватает миллисекунды.

Поэтому взятие ноты со включением этой вокальности даст хорошее и плотное смыкание. Не на всю песню! На нужную ноту! Ну и можно использовать такую вокальность перед каждой нотой, почему нет? Если это необходимо, оправданно и ведет к результату – звучанию голоса!

Этими «красками» мы разговариваем и поем несложные песни, под гитару, например, не углубляясь в вокальные «экзерсисы». Простая песенка дома или в походе – пример вокальности speech. У певцов такая вокальность проявляется, если они практически «говорят» на высотном уровне собственной речи, ну и поют так же. Фальцет же, как и fry, примешивается в некоторых моментах, а можно обходиться и без них, это кто как привык петь.

А вот с преимущественным использованием фальцета:

Следующие вокальности уже нельзя назвать «естественными», хотя в какой-то степени в голосах представителей тех или иных наций некоторые из них могут проявляться и в разговорной речи. Но, говоря о среднестатистическом голосе жителя России, будем считать их «искусственными», то есть возникающими только в момент какого-либо специального вмешательства в работу вокального аппарата. А точнее – пения, вокала, но не бытового уровня (где превалирует speech), а более продвинутого, профессионального.

Первой такой вокальностью назовем sob, то есть – рыдание (несколько напоминает стон).

Из примеров становится понятнее, что имеется ввиду под вокальностью. В данном случае сам звук голоса чем-то близок к интонациям рыдания-стона, не правда ли? Хоть певец и не думает рыдать и даже не пытается эту эмоцию выплеснуть в песне, да там и текст совсем даже такого не подразумевающий.

Но, тем не менее, звук есть звук. Сравните с вокальностью cry. Cry – плач.

Очевидно, что голоса здесь звучат иначе, напоминая уже не рыдание и стон, а, скорее, именно такой «светлый» плач. То есть это уже иная «краска», иной «цвет», явно различимый ухом. В последнем примере кроме cry Джордж Майкл и falsetto «включает».

Неким очень важным «особняком» стоит вокальность twang, в переводе с английского – звук струны. Представьте, ударили по гитарной струне… И получился такой «твэннь!» Это аналогия звука, название соответствует слуховому акустическому восприятию.

Тванг выделяется и очень важен, поскольку этот вид «краски», вокальности, соответствует понятию «высокой форманты» в голосе, что, наверняка, вы уже не раз встречали в текстах о вокале в Интернете.

Тванг разделяется на назальный (носовой), который создать не сложно, но при этом в голосе будет проявляться некоторая назальность, носовой призвук. Однако ставить знак равенства между назальным твангом и самой назальностью ни в коем случае нельзя!


«Пение в нос», назализация - это всегда дефект голоса, в любом стиле, в любом качестве. Это вокальная необученность, ничего общего не имеющая с тем или иным видом вокальности, «краски». Для получения в голосе качества «тванг» мало просто петь в нос! Не будет определенного «звонка» в спектре, а будет просто некрасивая гнусавость. Тванг создается иначе.

Важнее, чем nasal twang - oral twang (ротовой тванг), который много сложнее получить в голосе, и который и есть эквивалент пению «со звоном», металлическому оттенку в голосе оперных певцов, третьей высокой форманте, «прорезающей» оркестр. Но квалифицированные певцы, «звезды» умеют петь именно с такой «краской».

Использование такой вокальности характерно для вокалистов в роке, но в тех стилях, где поют чистым вокалом. Да и настоящая опера тоже невозможна без тванга, в голосе не будет высокой форманты. То есть oral twang - одна из важнейших красок-вокальностей, ее трудно научиться получать, зато с ее помощью можно творить чудеса!

Кроме названных, существует и вокальность belting. Краска голоса, звук, создаваемый особым вокальным приемом, довольно часто используемым в соуле, госпеле, мюзикле и других вокальных жанрах и стилях.

Вот подборка бэлтовых нот на примерах из песен, исполняемых Demi Lovato.

Если вышеназванные вокальности (кроме бэлтинга) можно считать простыми, то есть и одна базовая, но составная вокальность - opera, то есть такое звукосочетание, которое сразу вызывает слуховое ощущение «поет, как в опере».

Несмотря на то, что opera – вокальность составная, она выделена в отдельную краску, хоть это может показаться нелогичным. Состав вокальности – более «элементарные» sob+oral twang. Гортань как бы «раздирается» в двух направлениях, вниз в sob и вверх в oral twang. При этом хорошие оперные певцы находят нужный баланс, благодаря которому гортань не падает слишком низко, так как даже такие понятия, как «высоко-низко» тоже относительны, может же быть низко (гортань несколько ниже разговорного нейтрального положения, то есть пониженная) и очень низко, с продавленным корнем языка.

Так вот «дорогие россияне» в большинстве своем поют именно так, благодаря чему часто теряют тванг и получается такое тяжеленное пение, как бульдозер, с довольно незаметным твангом или его полным отсутствием. Ну, еще бы! Если добрая половина всех педагогов начинает учить с вокального зевка, да еще и глубокого…. Чего тут ждать!

*****

Повторим еще раз. 3 естественные вокальности – speech, fry и falsetto, 6 искусственныхsob, cry, belting, nasal и oral twang, opera (единственная составная). Всего девять.

Важно понимать, что вокальность – это звук, то, что мы слышим (хотя, не только, но об этом чуть позже). Мы привычно говорим, что микст, это смешивание двух регистров... Что фальцет - это растянутые связки.... В этих словах проявлено не АКУСТИЧЕСКОЕ, СЛУХОВОЕ восприятие звучания голоса, а ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ, мы оперируем набором данных о физиологии создания. Однако, все ли известно с этой точки зрения? Да и то, что известно, является ли верным? (Подробнее об этом в другой статье данной рубрики).

А ведь миксты разные бывают, не правда ли? ИМЕННО НА СЛУХ! Вот вокальности и помогают услышать и понять эти СЛУХОВЫЕ отличия одного от другого.

Какую роль играют вокальности, зачем вообще понадобилась такая классификация, как такие знания и, главное, УМЕНИЯ помогут вокалисту? Продолжим разговор об этом в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Просмотры: 11496
Комментарии (3)add comment
...
Автор: Ольга , 23-12-2014

Это точно, я с оперы тоже обзевалась!)))и не только в смысле скуки, но и как реакция на голос.


...
Автор: ксения , 10-04-2014

Большое спасибо за статью. Очень обстоятельно и понятно.



...
Автор: Сергей , 23-03-2014

Правильно сказано об русском академическом вокале.Голоса звезд русского академа звучат так,что у меня слушая их непроизвольно начинается зевота.Может я конечно чего-то не понимаю,но удовольствия от прослушивания такого вокала реально не получаю.У итальянских звезд же напротив голоса более естественные и высокая форманта более ярко выражена.Соответственно эстетические ощущения совсем другие.Ну это мое скромное мнение.Я не профессионал и могу ошибаться.



Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru