Вы не одиноки!

Сейчас 346 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Первые вокальные уроки. Что нужно знать о голосе Головной голос или как петь высокие ноты?
Головной голос или как петь высокие ноты?
Автор: Ирина Рамзина   
01.09.2009 17:09

Возможен ли вокал выше речевого диапазона голоса?

Конечно, да! Еще как возможен! Однако в этом вопросе чаще всего наблюдается «разброд и шатание» в умах. Да, «верхний» голос, находящийся выше речевого диапазона есть у любого человека. Это фальцет. Звучание фальцета столь сильно отличается от звучания грудного голоса, что в своем чистом виде фальцет применяют в современном вокале лишь фрагментарно.

Так что же, высокие ноты доступны только единицам, чей голос от природы имеет необходимые качества? Слава Богу, нет, но давайте по порядку…

Речевой участок (отрезок, диапазон) вашего голоса – самая привычная, удобная, родная, если хотите, его (голоса) часть. Ну еще бы, с самого детства мы пользуемся именно речевыми звуками, крайне редко прибегая к другим, более высоким. В современных песнях наибольшая часть мелодии пишется именно для речевого диапазона певца. Популярных песен, тесситура которых не выходит за речевые рамки, большинство – хотя композитору трудно развернуться на одной октаве. Речевую тесситуру имеют многие народные песни и, как их естественное продолжение, бардовские, а также песни, написанные в стиле шансона.

Более сложные песни других направлений уже не могут ограничиваться речевым диапазоном голоса певца, а требуют от него, голоса, большего диапазона. Современные вокалисты владеют своим голосом в диапазоне, простирающемся выше и много выше речевого. Вот только их вокал вовсе не является фальцетом!

Г.Лепс и С.Пьеха "Она не твоя" (соло Г.Лепса)

Пелагея "Home" (Депеша для Depeche Mode)

С.Пенкин "Feelings"

Сравнить фальцет с тренированным ГОЛОВНЫМ (так называется «надречевая» часть нашего голоса) звуком профессионального вокалиста – все равно, что поставить слона рядом с чайником – слишком велика разница. Было бы ошибкой предполагать, что хороший, профессиональный звук – продукт природы, и достигнуть его могут единицы.

Нет! Как раз достигают его немногие, просто потому, что развивать голос нужно, во-первых, правильно, а во-вторых – это достаточно долго и трудно. Увы, просто не у всех хватает терпения и целеустремленности, да и, чего греха таить, у многих преподавателей вокала просто недостаточно знаний.

Современная модель постановки голоса довольно сильно, хотя и не во всем, отличается от традиционной классической модели, используемой в музыкальных школах и других учебных заведениях.

О некоторых приемах, служащих для развития своего голоса и освоения на начальном этапе высокого регистра, вы можете прочесть в статье «Как развить голос... мычанием!»

Итак, превратить свой фальцет в хороший головной голос можно, и это не мистика, нужно знать – как. Хотя, сперва лучше все-таки определить первоначальные «размеры» собственного фальцета, поле деятельности, так сказать.

Как уже говорилось, физиологически «верхний» голос создается другим режимом работы голосовых складок. Складки находятся в растянутом, в сравнении с их обычным, речевым, состоянии. Растягиваясь и утончаясь при этом, складки получают способность вибрировать с большей частотой, нежели в своем естественном виде (видеоролик об этом процессе можно посмотреть на странице «Как создается вокальный звук?») .

Это и обеспечивает возможность фонации более высоких звуков, чем в повседневной речи. Разумеется, процесс растяжения складок происходит на высоте, соответствующей переходному участку голоса, и очень быстро, скачкообразно. Срабатывание такого эффекта невозможно устранить никакими вокальными тренировками – это, к сожалению, природа голоса.

Забегая немного вперед, скажу, что одним из навыков подготовленного вокалиста является умение «замаскировать» эту скачкообразность, сделать ее неслышимой для зрителя, обеспечив тем самым плавное соединение речевой и фальцетной частей своего голоса. Это сложная работа и, главное, длительная, но вполне осуществимая самостоятельно. После выполнения такой работы над собственным голосом, уже нельзя будет говорить о фальцете. Голос в этой части диапазона приобретет сбалансированность, тембровую окраску, то есть станет настоящим головным голосом.

О головном голосе посетители сайта задают много вопросов. Если вас интересуют подробности, то можете дополнительно почитать информацию из рубрик «Спрашивали? Отвечаю...» и «Подробности письмом». Более объемную и точную информацию о том, что такое регистры голоса, вы найдете в статьях рубрики «Базовые знания и навыки»

«Размеры» своего фальцетного диапазона лучше всего начать определять именно с переходного участка. Обратите особое внимание - трудные переходные ноты (нота) станут совершенно легко исполняемыми, если их спеть фальцетным режимом работы складок (фальцетом).

Далее, как и при нахождении речевого участка, полутонами, обязательно в технике легато, поднимаемся вверх, пока голос может это делать без излишнего напряжения. Рано или поздно ощущения станут напоминать те, которые вы испытывали при достижении переходного участка – напряжение, сопротивление, неудобство. Это значит, что вы пришли к следующему переходному участку, отделяющему фальцетный РЕГИСТР голоса от более высокого – свисткового.

Здесь заканчивается ваш фальцетный участок, это его вершина. А где нижняя граница, так сказать, подошва?

От переходной ноты первого переходного участка (между речевым и фальцетным диапазонами) начинаем по полутонам, в технике легато, спускаться вниз. Складки – в фальцетном режиме! Несколько звуков вниз, и фальцетный режим складок исчезнет как бы сам собой, просто зафиксируйте, в районе какой, примерно, ноты это происходит. Теперь у вас есть границы не только своего речевого, но и фальцетного диапазона.

Если сопоставить их между собой и с фортепианной клавиатурой, то картина будет выглядеть примерно так:

Неважно сейчас, в какой октаве это будет, для мужчин и для женщин, конечно, в разных, кроме того, на рисунке показан участок наложения, приходящийся на ноты от Ми (Е) до Си (H), а ваш участок наложения может быть в ином месте, ну, например от Фа диез (F#) до До (С), важно, что существуют ноты, которые в голосе любого человека могут быть спеты РАЗНЫМИ РЕЖИМАМИ РАБОТЫ СКЛАДОК или разными РЕГИСТРАМИ голоса.

В данном конкретном случае первый переходный участок приходится на ноты Ля (A), Си бемоль (B), Си (H), он выделен голубым цветом. Ноты Ми (E), Фа (F), Фа диез (F#), Соль (G) при этом совершенно спокойно можно петь речевым голосом, а можно и фальцетным!

Таким образом, регистры голоса не СТЫКУЮТСЯ друг с другом, а НАКЛАДЫВАЮТСЯ друг на друга, что дает вокалисту немало возможностей. Каких? Возможностей научиться незаметно соединять между собой два самых важных своих регистра – речевого с фальцетным (или грудного с головным, что одно и то же), получая равномерный по тембровой окраске голос.

О том, как это сделать, какие упражнения, как часто и в какой последовательности выполнять подробно рассказывает мультимедийный учебник «Вокальная механика». Сами понимаете, что рамок одной интернет статьи, конечно, хватит только для предварительного ознакомления с темой, что я и делаю. Тех, кто действительно заинтересован и готов над собой работать, приглашаю на страничку учебника.

Участок наложения регистров и еще несколько нот вверх (сколько именно – это индивидуально, в среднем пара-тройка тонов) называют в вокале «средним регистром», о нем я говорила в статье «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?». Теперь становится понятной важность владения своим средним регистром голоса, ведь именно на этом участке грудной голос переходит в головной. Так что, если вы хотите иметь вокальный диапазон, простирающийся больше, чем на одну октаву, нужно работать со «средним регистром».

Но нужно понимать, что средний регистр – это не какой-то особый вид работы наших голосовых складок, просто так в вокале называют наиболее сложный и значимый участок голоса. Наши складки на протяжении этого участка постепенно переходят от работы в речевом режиме к работе в режиме растянутом, фальцетном.

Так или иначе, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ регистры голоса (к которым, повторяю, средний регистр не относится) соединяются именно переходными участками, которые являются своеобразными вокальными маяками.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Просмотры: 161237
Комментарии (27)add comment
 1 2 > 
...
Автор: саша , 11-01-2017

Кипелова молодого послушайте балладу о древнерусском войне он там в конце чисто головным высокую взял, что сказать тенор альтино, на нашей эстраде врядли кто то сможет даже лепс
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Александра , 01-02-2016

Здравствуйте! Спасибо огромное за ваши статьи!За время моих занятий многое поменялось в моем голосе.
Я стала брать для меня высокие ноты,хотя раньше диапазон мой составлял ровно одну октаву!
Я взяла сейчас очень трудную песню,но никак не могу взять самые высокие ноты (песня Yohanna-is it true).Когда перехожу на фальцет не получается так же мощно как у неё в третьем припеве,и ничего не могу с этим поделать.Не подскажете,как мне быть?

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ирина , 16-11-2015

Нормально. Так происходит у всех, кто пока еще не умеет создавать звук так, чтобы голос не ломался в этом месте диапазона.

Этому нужно учиться, это довольно не просто. Но сам эффект - вещь стандартная, естественная.

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -2

...
Автор: Алексей , 16-11-2015

я начал заниматься вокалом недавно, я не понимаю: когда я дохожу до самой высокой ноты грудного голоса и дальше не могу, я перехожу (автоматически) на фальцет. Перехожу на определенную ноту, но она не является самой низкой в моем фальцетном диапазоне (я могу взять гораздо ниже). И к тому же эти самые низкие фальцетные ноты совсем не накладываются на самые выссокие грудного голоса. Нормально ли то, что сразу перехожу на более высокую ноту в фальц. диапазоне?
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: олег , 26-10-2014

Большое спасибо, а как понять "европейской", а я думал ми второй, всё время тренируюсь петь этот переход , ужё получается как у него,а раньше думал что он фальцетом поёт,и про Меладзе не знал , что так пел раньше,всмысле меня удивила его исполнение песни "Посредине лета" ,такую тональность даже у Баскова не слышал,и он как то легче поёт на высоких нотах,там до второй в припеве ,новерно самая сложная его песня, тоже выбрал себе пару песен из его раннего репертуара,хочется петь красиво сложные песни,быть особенным это важно...Благодоря вам развиваю голос дальше! Всего вам самого хорошего!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ирина , 22-10-2014

Олег, нота у Лепса - До диез второй октавы (европейской).

И спасибо за отзыв об информации сайта! Рада, что вам она помогла!

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: олег , 20-10-2014

и спасибо за ваши статьи ,они очень интересны, вокал мой любимый род дейтельности, пою эстраду ,я баритон, но беру высокие ноты ,до ми бимоль второй октавы на опоре,пока это самая последняя ,занимаюсь вокалом восем лет,училище закончил, спасибо , про вокал интересные темы!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -1

...
Автор: олег , 20-10-2014

скажите пожалуйста какую ноту берёт лепс в припеве песни она не твоя в словах " ..чтоб удержать её"? ,это самая высокая нота этой песни, это на опоре он поёт , микстом или фальцетом ?, мне интересно ,сам хочу петь эту песню, но с этой нотой не пойму точно пока, то ли ми бимоль второй ,может выше , хочется тоже так спеть .
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Алина , 03-09-2014

Ирина, я хотела бы найти правильные слова, чтобы передать Вам моё восхищение статьями о начальной работе с голосом. Я перепробовала некоторое количество педагогов по вокалу - эстрадному и классическому, и всё о чем вы пишите было не достаточно объяснено. Здоровья и долгих лет. Большое спасибо!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ирина Рамзина , 16-09-2012

Не знаю, о чем вы говорите. Вступайте в группу "Вокальная механика" ВКонтакте, присылайте свои записи, там можно услышать и обсудить, а так... нет смысла.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -2

...
Автор: Ольга , 16-09-2012

ААА спасибо большое!!!)))Просто, когда я пою эту песню, то я куплеты пою грудным, а те слова, которые написала - фальцетом... но он у меня звучит очень похоже на нее... А в конце припев тоже так тихонько, как она... как это называется вообще? Что я могу петь фальцетом очень громко и сильно и так тихонько и нежно?
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -3

...
Автор: Ирина Рамзина , 15-09-2012

В этой песне фальцет используется в следующих местах:
by hating you в конце первого припева
when it comes to this в конце второго куплета
And I've had myself – фальцетом слова had myself
It's so I'm afraid to try to turn back time – фальцетом последнее слово time
ну и последнюю часть песни Агилера, конечно, тоже поет фальцетом.

Та фраза, которую вы написали, исполняется в грудном регистре

Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ольга , 15-09-2012

Скажите пожалуйста,а Кристина Агилера песню Hurt поет фальцетом только в самом конце и в самом последнем припеве,или еще где идут слова i would hold you in my arms...?
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Алена , 04-08-2012

Cпасибо большое, что уделяете нам время! Очень полезный материал!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ирина Рамзина , 03-07-2012

Ну нашлась же! А вы "поюзайте" сайт поподробнее, глядишь, много чего отыщется интересного smilies/smiley.gif
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Николаич , 01-07-2012

А всё,не надо) ну и запрятали же вы эту статейку,мда))
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Николаич , 01-07-2012

А ссылочку точную не могли бы дать?А то я в списках статей на вашем сайте заблудился и найти ту самую не могу.Заранее спасибо.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ирина Рамзина , 01-07-2012

Уважаемый Николаич! Отрывок из песни Адама Ламберта находится на странице "Головной голос, фальцет, форсаж в современном вокале".
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Николаич , 01-07-2012

Я куда делась запись Адама Ламберта с фальцетом?Вроде на этой странице её слушал...Подскажите,где скачать именно эту запись?Так много фальцета в одной песни мне как раз и надо,я других таких не знаю больше.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Екатерина , 26-04-2012

Спасибо большое за ваше старание....Полезная информация)Начну применять
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: -1

 1 2 > 

Написать комментарий
Вы можете добавить комментарий здесь

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru