Ближайшие мероприятия Estill Voice в России:

01-03 ноября 2019   Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени - управление структурами вокального тракта для всех желающих Москва
03 ноября 2019   Дополнительный семинар (workshop) - Стратегии преодоления «регистрового порога» в современном и оперном вокале для всех желающих Москва
17-19 января 2020   Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени - управление структурами вокального тракта для всех желающих Санкт-Петербург
19 января 2020   Лекция отоларинголога/фониатра профессора Франко Фусси (Италия) для всех желающих Санкт-Петербург
   
О подробностях и деталях смотрите: http://evt.vocalmechanika.ru
   
         

Вы не одиноки!

Сейчас 157 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif
Главная Теория и практика вокала Вокальная практика Что такое вокальный зажим или как научиться свободно петь высокие ноты?
Что такое вокальный зажим или как научиться свободно петь высокие ноты?
Автор: Ирина Рамзина   
28.08.2014 21:46

Вы не раз, думаю, слышали и читали о вокальном зажиме. О том, что он вообще существует. В чем его причина, что создает препятствие для свободы голоса? Проявляется вокальный зажим в характерных ситуациях – например, вокалист поднимается по гамме вверх, и за переходным порогом происходит резкое изменение тембра. Если стараться усиленно удерживать плотный характер звука, добавляя громкости (то есть, выталкивая воздух) – то происходит форсаж, после которого горло «саднит».

Такое явление - неудобство пения ноты, какое-то «препятствие» для голоса, наблюдается и при приближении к порогу, ведь ни что не возникает сразу, все вырастает постепенно.

Еще один пример - не получается выйти на высокую ноту без изменения тембра. Допустим, в мелодии есть скачок, нужно сразу «прыгнуть» на квинту или кварту вверх… И это никак не получается сделать! Связки все время хотят стать тонкими, а голос при этом – фальцетным. И если мы этого не хотим, нам нужен обертональный и насыщенный звук (полный голос), то и возникает конфликт. Бывает, что звук создать практически невозможно. Если не форсировать, не продавливать силой… Правда, при этом звук становится совсем не таким, какой нужен…

В чем причина, почему так происходит? Почему голос не может создавать любые звуки свободно? Мы же слышим, что профессиональные исполнители поют так, как начинающим и не снилось! В чем секрет их свободы?

Секрет их свободы в обучении. Понимаю, что это значит – не сказать ничего. Но подождите немного, некоторые завесы «тайн» приоткроются, иначе зачем статью писать…  

*****

Первое, что нужно знать – препятствие для свободы звука, вокальный зажим создается ЛОЖНЫМИ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ, и более ни чем! Именно этот орган нашего вокального аппарата так «вредит» процессу фонации.

Происходит такое потому, что ложные связки призваны природой для совершенно иных целей, они защищают дыхательные пути, им безразличен вокал или речь. А срабатывают они рефлекторно, потому что в вокальном (а он же и дыхательный!) тракте поднялось воздушное давление. Вот ложные связки и устремляются на помощь истинным, чтобы помочь им удержать давление воздуха снизу. На их взгляд организм собрался кашлянуть или чихнуть, а не спеть…

Ведь после многократного кашляния или чихания часто возникает ощущение, что «дерёт горло». Именно оно возникает и при многократной попытке петь, форсируя, что вызывает зажим!

Аналогично происходит и при задержке дыхания. Сами подумайте – в спокойном течении жизни мы дыхание не задерживаем, незачем. Если задерживаем, то собрались нырнуть, попали во вредную атмосферу, ну и т.п. Естественно, что ложные связки срабатывают, закрывая вход в легкие, только теперь уже закрывая его от внешней атмосферы.

Есть некоторые упражнения в вокале, которые нужно исполнять с предварительной задержкой дыхания. Будьте уверены, что ложные связки в этот момент смыкаются! Хоть мы этого и не чувствуем. Поэтому такие упражнения не нужно ставить во главу угла вокальной учебы, они используются, но необходимо, также, понимать и степень их применения.  

*****

Давайте исходить из логики процесса – раз причина вокального зажима заключается в спонтанном, рефлекторном срабатывании ложных связок, и другой причины у него нет (что выяснено наукой), значит нужно как-то уметь управлять именно этой «деталью» вокального тракта, не позволяя ложным связкам работать «по привычке», то есть бессознательно, автоматически…

Казалось бы, задача неразрешимая… Ну, в самом деле, как можно заставить ногу не дергаться, если врач слегка ударит вас молоточком под коленку? Кто был на приеме у врача невропатолога хоть раз в жизни - прекрасно меня поймет))) Оказывается – можно. В отношении ложных связок, про коленку не знаю…

Эффект РАЗДВИГАНИЯ ложных связок (а это именно то, что нам нужно при пении) вызывается… смехом! Удивительно, но это факт, который установлен учеными, занимавшимися исследованием работы органов человека при пении, разговоре, различных проявлениях функции создания звука нашим организмом.

Справедливости ради необходимо сказать, что не только один смех вызывает «желание» ложных связок не мешать работе истинных. К таким проявлениям эмоций можно отнести плач (но только ни в коем случае не надрывный, не рыдающий). Некую степень плаксивости, так скажу, которую обычному человеку не трудно воссоздать в своем голосе, не правда ли?

Ведь если сказать что-нибудь со слезливыми интонациями в голосе, вроде как «еще немного, и заплАчу», то именно в таком характере звука роль ложных связок отсутствует, они не «включатся»! А если перенести подобные интонации на звуки более высокие, то петь их будет легче, поскольку и там, на высоких, ложные связки не будут препятствовать работе истинных.

Все бы ничего, но слезливость в голосе, называемая вокальностью cry (плач), приводит и к эффекту некоторого опускания гортани. А в современном вокале необходимо отпускать гортань на волю, поскольку она в целом хоть и важный орган, но еще более важные находятся внутри нее.

Да и эффект «раздвигания» ложных связок при cry все же не так ярко выражен, как при другом действии – вызове «искусственного», внутреннего смеха.

*****

Думаю, те, кто изучает различную информацию, в том числе и находящуюся на интернет-ресурсах, не раз встречались с понятием «пение на улыбке». Трактуется на большинстве сайтов это понятие достаточно поверхностно, отсюда и немало критики данной концепции на сайтах других, принадлежащих апологетам классической вокальной техники.

Ну, в самом деле, петь все время с раздвинутыми в улыбке губами как-то глупо – не любой текст можно петь с улыбкой. Вы же не станете какую-нибудь траурную песню или песню, текст которой явно не предполагает «легкого отношения» петь, постоянно улыбаясь? Вот именно, это и не нужно.

Как обычно, «пение на улыбке» - продукт недостаточной «въедливости» педагогов в суть вещей, происходящих в организме. НЕ УЛЫБКА нужна вокалисту, А СМЕХ, причем настоящий, который заставляет работать шейно-ключично-сосцевидную мышцу, благодаря которой и открываются ложные связки.

Конечно, я понимаю, что «ржать» на сцене – это не петь, это совершенно другое проявление эмоции веселья. Однако, без вызова такой эмоции (в процессе обучения) невозможно натренировать навык управления ложными связками. Зато впоследствии, после обучения, вызов реакции нужной мышцы можно делать хоть молча, хоть с плаксивым выражением на лице.

Это же как обучение игре на инструменте, хоть на гитаре, хоть на фоно. В начале пальцы совершенно не хотят слушаться хозяина, лезут не туда, перенапрягаются и устают, блуждают в поисках необходимой позиции… После тренинга они как бы «перестают подчиняться» мозгу, и пианист, даже после многолетнего перерыва, может играть сложный пассаж Баха, удивляясь: «Ну ни чего себе! Пальцы-то помнят!»

Вот таким же образом и внутренние реакции ОБУЧЕННОГО вокалиста ПОМНЯТ (как пальцы), что им нужно делать, чтобы не допускать вокального зажима. Это – МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, которая и является настоящей основой хорошего вокала.

В этом ролике аббревиатура ФГС - это фальшивые голосовые связки (или ложные).

Осталось только осознать и продумать, как научиться «смеяться внутри» так, чтобы независимо от выражения лица создавать необходимую конфигурацию внутренних вокальных органов, того, что и есть «позиция смеха». А вовсе не «пение на улыбке», давно ставшее какой-то бородавкой, наростом на верном понимании роли эмоции смеха в обучении ложных связок подчиняться сознанию, а не рефлексу.

*****

Попробуйте вызывать у себя «внутренний смех», например, играя в игру «Кто первый засмеется?» И в тот момент, когда вы усилием воли оставляете на лице серьезное выражение, а внутри уже все «хохочет», постарайтесь зафиксировать свои ощущения, чтобы вызвать их потом.

Если удастся их вызвать, то мышечная память у вас запомнила, что происходило, и теперь, воссоздав эту внутреннюю «позицию» органов, которая возникала при желании захохотать, вы сможете гораздо легче спеть те ноты, которые давались вам раньше только форсированно или не давались вообще.

Ну а за более продвинутыми упражнениями приходите на тренинг по Методу EVT. Знания и умения, полученные там, помогут справиться с вокальным зажимом, используя современные технологии обучения вокалу. Хотя сразу предупреждаю, что работать нужно будет очень много, ведь и фокусы показывать научиться далеко не просто….

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

 

Поиск по сайту

 

Карта посещений

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU