Вы не одиноки!

Сейчас 361 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif
Главная Мифы и заблуждения Грудной резонатор - мифы и реальность (часть II)
Грудной резонатор - мифы и реальность (вторая часть)
Автор: Андрей Васильев   
18.10.2014 16:01

Продолжение. Начало см. в статье «Грудной резонатор - мифы и реальность. Первая часть»

Итак, никак звуковой волне не выйти из трахеи. Даже если она там и возбуждается (что маловероятно, да и не доказано)! А это прямо говорит, что акустический резонатор под связками отсутствует, потому что ЗАКРЫТ для внешнего пространства! То есть нельзя считать его таковым! Это что угодно, но не акустический резонатор.

Западным научным сообществом, работающим над проблемой познания «как же функционирует голос человека», на данный момент времени абсолютно выяснено и доказано (хотя доказательства включают сложную математику), что звуковая волна, которую мы в конечном итоге слышим, устремляется только в одну сторону – вверх, через глотку, рот, нос к выходу во внешнюю среду.

Но никак не вниз, в сторону трахеи. Это подтвердили и многочисленные электромиографические исследования, проведенные уже в XXI веке.

Один из авторитетов в данной области знаний, профессор Фусси (Италия) пишет так:

«От легочных альвеол до голосовых связок воздушный поток не вибрирует, то есть он «немой» и дыхательные пути (легкие, бронхи, трахея, «грудь») не являются резонаторами. Почему ошибочно говорить о грудном резонаторе: вибрационные ощущения на некоторых тональных участках фонации, локализуемые и ощущаемые певцом в «груди» являются НЕ эффектом резонанса, а явлением вибрации скелетных мышц, связанной с передачей звука в прилежащие ткани.» (явление консонанса)

О том же самом он говорит и в лекциях для студентов консерваторий, отрывок одной из которых вы можете посмотреть сами:

 

 

*****

Но откуда тогда пошел миф о грудном резонаторе? Почему многие российские педагоги и вокалисты, ими обучаемые, принимают данный постулат, как научную истину?

В одной из своих многочисленных работ профессор Морозов, являющийся для российской вокальной науки серьезным авторитетом, несколько приоткрывает завесу над этой «тайной»:

«Чтобы объективно и точно исследовать силу и форму вибрационных колебаний резонаторов певца, мы приме­нили специальные виброчувствительные элементы — вибродатчики, изготовленные примерно по такому же принципу, как и головки адаптеров в современных радиолах или как, например, ларингофоны, употребляемые лет­чиками для переговоров с землей (Морозов, 1959), Основой этих датчиков служит кристалл сегнетовой соли, так называемый пьезокристалл, обладающий чудес­ным свойством генерировать, производить электрические колебания, пропорциональные его сотрясениям. Поэтому кристаллы эти, в сущности, представляют собой своеоб­разные миниатюрные электростанции. Будучи приложены к вибрирующей поверхности, например к грудной клетке певца или к верхним резонаторам, они преобразуют ме­ханические вибрационные колебания тела в электрические колебания соответствующей силы и частоты. Важно заме­тить, что эти вибродатчики сконструированы таким обра­зом, что они практически оказываются «глухими» к окружающим звукам при очень хорошей чувствительности к вибрации. Вот это-то свойство «электронных ушей» и оказывается для нас очень ценным: благодаря ему мы и можем подслушать, что творится в различных участках голосового тракта певца во время пения, узнать, как ра­ботают различные резонаторы. Для этого нам доста­точно приложить вибродатчик к резонатору и записать сигналы от него на магнитофонную ленту. Давайте теперь включим магнитофон и послушаем магнитную запись резонаторов. Слышится легкий, звенящий, очень богатый высокими обертонами звук. Все гласные и согласные от­четливо прослушиваются. Слова арии хорошо разбираются. Это звучат верхние резонаторы певца, которые мы выслушиваем через ткани лицевой поверхности. Неда­ром же верхние резонаторы часто называют форматорами гласных. В этом мы легко убеждаемся, выслушивая изо­лированное звучание верхних резонаторов.

А вот глухой, массивный звук, похожий на гудение. Гласные почти невозможно различить, настолько они по­хожи друг на друга, слова не разобрать. Это мы поместили наше «электронное ухо» на поверхность грудной клетки певца, его грудного резонатора, или, как говорят, ренфорсатора, т. е. усилителя звука. Звуки же, «снятые» с об­ласти гортани, отличаются резкостью и сильно выражен­ным гортанным тембром.»

В.Н.Морозов «Тайны вокальной речи»

Вроде доказательства наличия грудного резонатора присутствуют… Однако!

Вибродатчики измеряли вибрации на поверхности тела, поэтому нельзя объективно утверждать, что сама вибрация, пришедшая к датчикам, создавалась в результате КОЛЕБАНИЙ ВОЗДУХА в трахее и бронхах.

За эффект резонанса был принят эффект КОНСОНАНСА, то есть эффект передачи колебаний от генератора, от их возбудителя (голосовых складок) через ткани организма и, в первую очередь, через твердые ткани хрящей и костей.

Морозову тоже было известно о консонансе. Вот цитата из той же работы:

«Нужно, конечно, при этом учитывать, что вибрационные колебания могут распространяться от источ­ника этих колебаний — гортани — непосредственно и по твердым тканям нашего тела. Зависят вибрационные колебания и от свойств тканей резонаторов; толстые и мягкие стенки поглощают вибрационные колебания больше, а тонкие - меньше.»

Кроме того, если трахея, как многие считают у нас, создает резонансную частоту, то есть один из пиков в спектре голоса, то, поскольку мы слышим это качество, этот пик на выходе собственными ушами (или «ушами» частотного анализатора), почему вибродатчики, приложенные к лицевым поверхностям, его не уловили? Куда делся этот «массивный звук, похожий на гудение»?

И если он превратился во что-то иное при перемещении по вокальному тракту, то во что? И почему тогда мы считаем именно трахею «родителем» низких обертонов?

*****

Для того, чтобы ОДНОЗНАЧНО фиксировать присутствие в трахее именно явления АКУСТИЧЕСКОГО РЕЗОНАНСА, нужно вводить соответствующий измерительный прибор только в саму трахею! Причем в трахею живого и поющего (или говорящего) человека! И никак иначе! А этого пока никому сделать не удалось…

На Западе и не пытаются произвести такие опыты, потому что однозначно доказали направление распространения волны, зачем лишний раз подтверждать то, в чем уверены? У нас тоже не спешат, вероятно потому, что уверены в обратном…

Справедливости ради нужно сказать, что процессы резонанса в трахее изучались и иностранными исследователями. Причем говорит об этом сам профессор Морозов в своей «Резонансной теории искусства пения»:

«Прямые исследования резонанса трахеи, проведенные еще Г. Фантом с соавторами (Fant, Ishizaka, Sundberg, 1972), а также О. Фуджимурой и И. Линдквистом (Fujimura, Lindqvist, 1964) с помощью вводимых в трахею через трахеотомическое отверстие миниатюрного излучателя звука и микрофона, показали, что она имеет первый резонанс около 640 Гц, что соответствует нашим данным.»

Если вы не обратили внимания на очень существенную фразу, подскажу – «…миниатюрного излучателя звука…» То есть – генератор звуковой волны был искусственным! Это не были голосовые складки человека!

Тогда, конечно, не возникает никаких возражений в том, что трахея МОЖЕТ резонировать – это ведь полость, заполненная воздухом. Хотя нужно, также, учитывать и тот факт, что трахея состоит из материала, в чем-то сходного с носовыми путями. То есть рыхлая, волокнистая соединительная ткань с реснисчатым эпителием. А это не «твердые стенки» идеального резонатора, да и такая ткань существенно отличается от внутреннего «покрытия» верхних резонаторов (глотки и рта), гораздо более приспособленных природой к появлению эффекта акустического резонанса.

Причем если трахея резонировала от ИСКУССТВЕННОГО источника колебаний, то это вовсе не доказывает факт возникновения резонанса от источника колебаний ЕСТЕСТВЕННОГО, то есть от вибраций голосовых связок! Или – до тех пор, пока не будет изучен ЖИВОЙ человек, без искусственных излучателей звука, доказательства резонанса в трахее не станут неопровержимыми.

В противном случае, даже если колебания воздуха в трахее и происходят (хотя этому нет однозначных подтверждений), то почему не предположить, что они могут возникать от КОНСОНАНСА? То есть вибрации окружающих трахею тканей организма? Ведь ткани-то вибрируют, с этим все исследователи согласны, поскольку с объективным фактом спорить бессмысленно.

*****

Колебания голосовых складок воспринимает, естественно, в первую очередь гортань, ибо внутри ее «скелета» и находится «складочный узел».

Причем колебания гортани довольно низкочастотные в сравнении с колебаниями самих связок, иначе бы зачем природе связки «придумывать»? Наука согласна с тем, что эти колебания, дрожания (не путать с вибрато!) вполне способны передаваться в другие ткани организма.

Да, количественные характеристики, вроде бы, сводят на нет всю конструкцию доказательства. Если гортань колеблется, то не так сильно, как связки (она же в целом массивнее), да и передача этого дрожания в грудные отделы должна была бы быть едва ощутимой, если вообще не затухла бы через пару миллиметров, все же мы состоим на 80% из воды…

Так вот именно! Более плотная среда проводит звук лучше, чем воздух. Да и речь идет о ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЕ! А твердые ткани костей и хрящей – вообще проводят ее практически без помех. Хотя потери амплитуды, естественно, есть везде. Не нужно забывать и о собственной частоте тех или иных тканей организма – это же все-таки живая система. То есть в той или иной ткани могут возникать и свои резонансы, но уже не акустические… Имеющие хоть ту же природу, но другую СРЕДУ распространения колебаний!

Молекула ткани получает энергию от соседки и тут же передает ее другой соседке, ведь чем ближе эта соседка, тем быстрее процесс передачи. Но не успела передать, как опять получила «пинка»… Чем плотнее ткань (ближе молекулы), тем быстрее идет процесс. При этом энергия с каждой передачей от соседки к соседке убывает, но частота – нет. Энергия в данном случае и есть амплитуда волны, ее «громкость», говоря языком акустики, а вот частота зависит от первичного источника – от голосовых складок.

*****

Но тогда верхние дыхательные пути нельзя называть резонаторами – это КОНСОНАТОРЫ. Суть процесса иная, иные следствия и выводы, иное воздействие на голос. Поэтому и термин – иной.

Так если низкие обертоны в спектре голоса создаются не трахеей, не «грудным резонатором», то как? Ведь должен же быть какой-то резонатор, других возможностей нам природа не дала…

Что ж, вопрос, как говорится, «интересный»…

Продолжение - в следующей части.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

 

Просмотры: 2882
Комментарии (0)add comment

Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

Карта посещений

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru