Вы не одиноки!

Сейчас 281 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Особые вокальные техники Distortion - самый распространенный экстремальный прием
Distortion - самый распространенный экстремальный прием
Автор: Анастасия Егорова   
14.11.2013 20:44

(Продолжение. Начало см. в статье «Экстремальный вокал»)

Distortion в звукорежиссуре - это искажение формы звукового сигнала (формы волны), путем его жесткого ограничения по амплитуде. Такое случайное искажение обычно не желательно, так как меняет характеристику звука, делая его резким, а также часто меняя и его тональную высоту.

Но в некоторых сферах подобное искажение практикуется уже давно, например, в игре на электрогитаре, где его обычно вызывают намеренно с помощью различных примочек, приставок и педалей, чтобы достичь агрессивного звучания в соответствии с требованиями стиля.

 

*****

В вокале distortion является одним из самых любимых и употребляемых приемов, причем во всех музыкальных стилях, опять же кроме оперы. Принадлежит он, правда, ко второй группе эффектов, то есть всегда содержит основную частоту (мелодию) и добавленный шум или искажение.

Применяется для передачи самых разных эмоций, от агрессии до душевной боли и страсти. Количество distortion прямо пропорционально количеству «шума» в мелодии, и используется техничными вокалистами в различных процентных соотношениях: от легкого до довольно сильного, а также с самыми разными вокальностями и разной динамикой.

Может присутствовать, как в чистом виде, так и смешиваясь с другими эффектами: fry, rattle, scream.

Звук фонации резкий, металлизированный, напоминает гитарный драйв (как факт этот эффект частенько так и называют). С «царапиной» и/или дополнительным раскатистым звуком - rattle (о нем - в следующей статье), в этом случае звук мягче и объемней.  

Вот послушайте, как в этом отрывке песни «I will be» Christina Aguilera чередует чистый distortion с distortion+rattle.

 

На 8-ой секунде - distortion с rattle; на 11-ой - чистый distortion, на 13-ой - снова distortion с rattle. Последний отрывок - чистый distortion.

А здесь это еще явственнее:

 

1-я секунда - distortion с rattle, 5-я - чистый distortion, 9-я и 11, 12-я - чистый distortion, 17, 19, 20, 22-я - distortion с rattle, 29-я и 31-я - distortion с rattle, 35-я - чистый distortion, на 43, 45, 48, 51, 54-ой - «вкрапления» отдельных нот на distortion c rattle.

*****

Разные тембры (вокальности) также окрашивают distortion по разному, в чем можно убедиться на примере вот этих отрывков:

Metallica «Die die my Darling» - distortion и небольшой процент rattle c речевой вокальностью и большим количеством twang.

 

Aerosmith «Cryin’» - distortion в чистом виде с вокальностью cry и большим количеством twang.

 

Brian Adams «Run to you» - distortion в чистом виде c вокальностью cry, временами с фальцетностью (то есть наличием воздуха) и минимальным количеством twang.

 

 

*****

Эффект distortion является, несомненно, самым сложным эффектом из вcех перечисленных. Во-первых, потому что основная ставка делается именно на сжатие ложных связок, которое должно быть настолько под контролем, чтобы не перейти в зажим.

Во-вторых, потому что используется на всем диапазоне, и излишне говорить, что чем выше нота, тем сложнее удерживать под контролем сжатие ложных связок.

В-третьих, потому что используется на разных тембрах (или вокальностях), и соответственно на разной массе (смыкании) голосовых связок. В данном случае вокалист должен обладать прекрасным контролем воздушного потока в зависимости от массы (смыкания) голосовых связок, которую использует, и уметь подбирать соответствующую анкеровку.

Тут, правда, справедливо будет заметить, что природа создает нас всех разными. Точно так же, как тембры и типы голоса отличаются один от другого, часто сама природа уже закладывает в некоторые голоса эффект distortion. Особенность внутреннего строения голосового аппарата (размер внутренних частей и их соотношение), а также его «материал» (более мягкий, более жесткий, более эластичный и подвижный, менее эластичный и т.п.) оказывают огромное влияние, как на качество distortion, его звучание, так и на то же постоянное присутствие такого эффекта в голосе.

Таких примеров существует немало, в том числе и знаменитых в отечественной истории. Так, Владимир Высоцкий, обладал от природы крупными ложными связками и подвижностью черпаловидных хрящей (возможно, следствие перенесенных в детстве ангин), создававших вместе distortion в сочетании с неповторимо-раскатистым эффектом rattle (о нем - следующая статья). Судя по воспоминаниям очевидцев, в том числе лечащего врача-фониатра Андрея Белецкого, петь ему было непросто.

*****

Большое количество естественно «хриплых» голосов наблюдается в Италии: среди молодежи, прошедшей кастинг в талант-шоу X-Factor и The Voice, каждый сезон присутствуют 2-3 таких голоса, причем как мужских, так и женских. И все они, по их же признанию, рассказам родителей, а также другим свидетельствам (многие из них ранее уже были участниками детских конкурсов) всегда обладали такой голосовой характеристикой.

Да и стоит заметить, что ни один прием или эффект не выдумывается нарочно вокалистами или педагогами по вокалу. Абсолютно все они появляются в результате случая и заимствуются из жизни: у кого-то случайно получился тот или иной звук, проскочил легкий «скрип», другим понравилось - родился прием fry, из особенностей американской и афро-американской фонетики и соответствующего строения их фонаторного аппарата родилась вокальность twang и т.д. То есть все они первоначально где-то были подслушаны, оценены, а потом изучены и возведены в рамки приема или эффекта.

В случае с distortion это также абсолютно очевидно. Хриплые голоса нравятся, потому многие стали подражать им, правильно или не правильно. Сколько, в свое время, было одних только подражателей Владимира Высоцкого!

Так что вполне естественно, что у разных вокалистов distortion звучит по-разному как в силу тех добавочных эффектов и тембровых приемов, с которыми они его смешивают, так и в силу индивидуальных биомеханических особенностей строения голосового аппарата каждого вокалиста.

И совсем не обязательно, что все они создают этот эффект специально. Люди - не роботы, и при всех достижениях вокальной техники, позволяющей менять отдельные характеристики тембра голоса, а также использовать различные приемы, что-то индивидуальное (к счастью) у вокалиста всегда остается.

*****

Поэтому совет всем тем, кто хочет научиться эффекту distortion - не следовать методу подражания, слепо и бессмысленно гонясь за точным воспроизведением «хриплости» любимого исполнителя, а освоить базовые и специальные навыки, позволяющие здоровым образом воспроизводить данный эффект в своем голосе.

А уж потом можете экспериментировать, сочетая его с тем или иным приемом или эффектом, пытаясь приблизиться к тому звучанию, которое вам больше нравится.

Стоит отметить еще один важный момент. Многие уверены, что вокалисты, использующие distortion, делают это не фрагментарно, а постоянно, то есть в их вокальную манеру входит пение на distortion или же у них «такой голос». Это иллюзия, создаваемая именно умелым использованием вокалистами данной техники: вставляя его на началах и окончаниях фраз, они достигают эффекта того, что вся фраза звучит на distortion.

Вот, например, в ниже приведенных отрывках distortion используется только на началах и/или окончаниях фраз, а иногда наоборот, только в середине, однако, если не прислушиваться, то кажется, что вокалисты в принципе поют все хриплым голосом.

 

Metallica «Nothing Else Matters»

 

*****

Distortion получается при помощи контролируемого сжатия ложных связок: сжимается только их передняя часть, оставляя для вибрации оставшееся пространство. Таким образом, сами ложные связки как создают сжатие, сокращаясь в своей передней части и искажая звуковую волну голосовых связок, так и сами вибрируют, оставаясь достаточно мягкими в остальной своей части.

К этому добавляется twang для усиления звучания. Иногда добавляется и назализация, которая помогает ослабить натяжение ложных связок.

Основная сложность заключается в постоянном контроле воздушной струи выдоха. Использование «царапины» (излишнего усилия) может спровоцировать охриплость и боль. Ни в коем случае нельзя сильно выталкивать воздух, так как это приводит к неминуемому сжатию ложных связок, закрытию гортани и вокальной травме!

Ограничением является то, что данный эффект всегда по звуку слабее, чем основной певческий (чистый) тон. 

*****

В следующей статье - продолжение темы, поговорим о таком приеме, как rattle, а также подведем итоги.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Просмотры: 8062
Комментарии (0)add comment

Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru