Вы не одиноки!

Сейчас 188 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Принципы техники современного вокала Объем голоса или его мощь? (часть II)
Объем голоса или его мощь? (часть II)
Автор: Анастасия Егорова   
05.04.2015 13:27

Продолжение. Начало см. в первой части.

*****

В современном фирменном вокале для пения высоких нот используется совершенно другая стратегия. Здесь всеми силами идут бои за плотность смыкания с помощью двух приемов: belting, или же усиление певческой форманты по максимуму - twang, ну и соответственно, их разновидностей. В первом случае связки смыкаются плотно, во втором - краями, но при этом амплитуда их колебаний значительно увеличивается, что создает гораздо более плотный звук по сравнению с обычным краевым смыканием.

Оба этих приема предполагают высокую гортань (в некоторых сочетаниях - среднюю), и получение в спектре большого количества именно средне-высоких частот: те же частоты, на которые настроен телефонный микрофон, и которые придают голосам по телефону небольшой металлический оттенок. Говорить о какой-то бархатистости и объеме здесь не приходится.

Для того, чтоб это понять, достаточно, опять же, сравнить речь американца, с его естественным твэнгом, и русского человека. Где больше объема? А где больше плоскости? Недаром 2 этих приема развились именно в англоязычной среде, тут фонетика языка, как говорится, в помощь. Переводя вокальную дилемму в разговорную, уместно было бы спросить: «Вы как хотите говорить по-английски, презентабельно или без акцента?». Так как говорить презентабельным бархатным «грудным» голосом российских дикторов телевидения с прекрасным английским произношением абсолютно невозможно. Формирование гласных другое, как уже было написано выше.

С вокалом та же история. Согласно морали отечественных педагогов по эстрадному вокалу (в большинстве своем с академической школой за плечами), петь плоско, резко, жестко, хрипло а тем паче ныть или орать - нельзя ни при каких обстоятельствах, так как это априори вредно и «звучит очень некрасиво». Конечно, при неправильном выполнении современные «фирменные» приемы могут нанести вред, но точно такой же, как и любое неправильное пение, в том числе и академическим голосом.

*****

Что касается канонов красоты, то в вокале они давно не приемлемы, как и во многом другом, так как ни искусство, ни наука, ни наша жизнь не стоит на месте. Когда-то и брюки на женщине, и мини юбка считались ужасом. Ну и, как говорится в русской поговорке: «Кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик».

И поскольку молодое поколение вокалистов все же привлекает вокал западных исполнителей, а педагоги должны их чему-то учить, при этом не предав собственные принципы, они начинают русифицировать бэлтинг, требуя от своих подопечных именно тот самый «внедорожник Феррари»:

Для этого в погоне за объемом опускается гортань, дабы стимулировать низкие частоты, дающие то самое «мясо». Ну так как же без этого золотого правила вокала: пониженная гортань=объем! Да, это соответствует истине, но КАКОЙ ОБЪЕМ? Если вам тесны в талии джинсы, поможет ли вам скрыть излишек на бедрах увеличение их ДЛИНЫ?!

*****

За счет удлинения вокального тракта достигается глубокий резонанс звука (ну да, тот самый, «грудной» или «бочка»), зато в жертву приносится плотность смыкания голосовых связок, а также наличие такого важного компонента, как хороший twang.

Дело в том, что при низком положении гортани голосовые связки испытывают огромное воздушное сопротивление, что неминуемо и довольно быстро уводит их на тонкое (краевое) смыкание. Из-за отсутствия усиленной форманты певца (twang) выпадают средне-высокие частоты. Получается провал посередине: голос звучит широко, но пусто.

В западных же вокальностях, как уже говорилось, гораздо меньше объема, меньше низких частот, но частотный спектр компактен, то есть нет этого выпадения середины. Когда в звуковом спектре слишком большое пространство между низкими и высокими частотами - звук кажется пустым, даже воздушным.

Вот показательный пример - один и тот же голос, примерно одна и та же фраза, но совершенно разные манеры пения:

*****

К сожалению, в связи со сложившимися привычками, как слуховыми, так и собственно отечественной вокальной техники, у россиян и так выработалась природная предрасположенность (стойкий аттрактор) к тому, что называется в итальянской вокальной терминологии «girare la voce», «повернуть голос». Такая техника используется именно оперным вокалом.

«Поворот» - это ни что иное, как резкий уход на тонкие связки, краевое смыкание (фальцетный режим - в российской терминологии). Дабы, как говорят педагоги, «сгладить регистры», такая смена механизма производится заранее, и с использованием особого эффекта резонанса, называемого «прикрытие», то есть происходит адаптация вокального тракта под смену механизма смыкания связок (смену регистра - в российской терминологии). Переход хоть и получается плавным, но качество звучания абсолютно меняется.

Ну и физиология человека такова, что чем ниже опущена гортань, тем раньше и быстрее «щелкает реле» смены, провоцируя моментальное изменение плотности звучания из-за резкого наклона щитовидного хряща.

Современный же «фирменный» вокал построен на том, чтоб как можно дольше продлить эффект плотного смыкания до возможного предела (не понижая гортань, поддерживая щитовидный хрящ в вертикальном положении), а потом, когда механизм все же должен смениться -  за счет применения упомянутых приемов twang и belting с их примесями.

Цель - получить мощный и довольно «пробивной» звук или за счет плотного смыкания связок, или за счет бОльшего усиления третьей (певческой) форманты, отличной анкеровки шеи (горизонтальный объем), но гортань при этом никогда вниз не уезжает.

Звучание менее объемное, если не сказать «плоское», но зато очень мощное. То есть объем в современном вокале в большинстве случаев достигается хорошей анкеровкой, позволяющей расширить резонаторное пространство, а не углубить его (как в случае с низкой гортанью в опере). Пониженная гортань применяется только как контрастный прием на фоне, но никогда не вместе с приемом belting, поскольку это просто невозможно физиологически, а попытки сломать физиологию неминуемо наносят вред.

Это как стараться прыгнуть повыше с двумя тяжеленными чемоданами в руках: проблемы с позвоночником обеспечены. 

*****

Многие принимают за эффект низкой гортани объемное звучание голосов афро-американских исполнителей или же просто голоса с тяжелым вокальным весом, типа Adele. Но это уже совсем другая история: тут играет роль размер самой гортани (ее объемы в целом, и в частности преддверия), при этом ее положение остается абсолютно нейтральным или может быть высоким, с сохранением всех внутренних пропорций.

Гортань находится на своем месте, а речевой голос, равно как и искусственно создаваемое его продление в верхнем регистре, звучит плотно и объемно за счет дополнительного естественного резонанса, возникающего благодаря природным размерам гортани, глотки и нижней части лица (ротоглотки).

Это настолько разные вещи и разный способ получения звука, что из-за природной предрасположенности афро-американцев именно к особенному широкому резонансу (при этом и плотному на всем диапазоне, часто с налетом этакой дымки, фальцетности на низах, но все равно с сохранением плотности) они совершенно не приспособлены для оперы. Много можно найти в опере афро-американцев? То-то и оно.

Потому в результате попыток имитации «большого» или афро-американского голоса за счет опускания гортани, легкий голос становится забавной пародией, ни на йоту не приблизившись к сути. Все равно что пытаться достичь параметров фотомодели, надев при росте 1.50 обувь на 20 сантиметровых каблуках!

*****

Попробуйте воспроизвести мощный, плотный и направленный звук на низкой гортани: например, крикнуть «на зевке» так, чтоб вас услышали в удаленной от вас комнате или на другой стороне улицы, и увидите сами, что из этого получится.

Чем ниже гортань, тем неподвижнее ее хрящи, в частности перстневидный, отвечающий за бэлтинг, тем сложнее вызвать в голосе twang, тем сложнее получить даже фирменный фальцет а ля Mariah Carey, и даже добиться беглых R&B рифов. А все перечисленные приемы являются неотъемлемой характеристикой афро-американских голосов.

Потому совет тем, кто действительно хочет приблизиться к ним по звучанию, или же просто сделать свой голос объемнее и «мясистее», но не «академичнее» - это усиленная работа по анкеровке головы и шеи с целью расширения глоточного пространства. Ну и, конечно, освоение вышеперечисленных приемов.

К слову и у афро-американцев бывает абсолютно разный вокальный вес. Есть Shirley Caesar, Angie Stone, James Ingram и Kim Burrell, а есть Beyoncè, Emile Sande, Bruno Mars и Tinashe, разве их можно сравнивать, и разве вторые опускают гортань ради того, чтобы походить на  первых? Вот, например, два афро-американских голоса с совершенно разным вокальным весом. Хотя в первом примере вокалистка и использует иногда вокальность sob (а это тонкие связки и низкая гортань), но лишь как контрастный прием для оттенения бэлтинга, очень короткими фрагментами, да и частотной «дыры» посередине у нее в этом случае не образуется.

*****

Ну и в завершение, чтоб вы не думали пессимистично, что если вы гортанью не вышли или не родились в афро-американском квартале Чикаго, то остается довольствоваться тем, чему учит отечественная эстрадная школа, справедливо сказать несколько слов об истоках современного вокала других стран.

А истоки эти - в фольклорном пении: кантри, спиричуэлс, блюзе, тирольском пении и многих других… Это все народное пение, рожденное традициями конкретного народа и не требующее таких модификаций певческого аппарата, как понижение гортани, округление звука, прикрытие (и т.п.) для создания неестественной фонации. Каким бы великим искусством ни была опера, но в жизни мы вряд ли стали бы говорить таким голосом… 

А вот просто говорить, орать, резко менять интонацию голоса и даже визжать для человека естественно с самых ранних лет жизни. Если послушать любого ребенка в возрасте с нуля до 3-5 лет или старше (зависит от воспитания), то можно услышать абсолютно все вокальные тембры и приемы (включая и экстремальные), кроме оперы…

*****

Русский фольклор, то есть народное пение - не исключение и, если честно, до сих пор не пойму, почему же именно оно не легло в основу как в целом отечественной современной музыки, так и в частности современной вокальной постановки.

Народники не менее голосистые, нежели академисты, оркестр хоть и не «перекрывают», но на другом конце поля или деревни слышно. А главное с точки зрения характера, так называемого «грудного» звука, они более других приближаются к любимым западным исполнителям.  У них нет комплекса-боязни ора, привычек к округленной позиции и низкой гортани, потому чаще всего именно из них и получаются неплохие современные вокалисты.

Конечно, здесь важно ориентироваться именно на настоящее, чистое народное пение с открытой (аутентической) позицией, а не с полуприкрытой, не на «ученое пение» в народно-академической позиции (народно-академический тип звучания народного голоса - по мнению Г.Веревки). К сожалению, даже здесь у нас прошлась академическая «стопа» постановки и придется потрудиться, чтобы найти носителей чистого метода. Вот уж и правда - нет пророка в своем отечестве: в других странах из народной музыки никогда не пытались сделать ее полуакадемический вариант…

*****

Как следует из работы Дрожжиной Н.В., доцента кафедры  «Музыкальное искусство эстрады и джаза» Харьковского государственного университета искусств им. И. П. Котляревского, при народной технике пения с аутентичной манерой «сохраняется специфика тембральной окраски звука истинно народного пения. Данная манера пения обладает очень хорошей полётностью, далеко разносится на открытых пространствах…».

И при этом «акустические условия народных певцов определяет обстановка народно-песенного быта, поэтому акустические параметры не влияют на качество исполнения.»

То есть, как видите, никаких специально созданных условий акустики зала, а тем не менее звук распространяется и летит, благодаря хорошей проекции звука. А она, как известно, создается такими приемами, как twang и belting.

*****

Как пишет русский музыковед, педагог и исследователь-пропагандист русского музыкального фольклора Л.Л.Христиансен: «Народное пение, по состоянию при нём голосового аппарата, можно назвать естественно разговорным… …хорошо натренированным в этой мышечной координации процессом повседневной разговорной речи». Далее он подчеркивает, что при фонации «…никакого напряжения – ни в горле, ни в артикуляции, ни в губах!»

Как видите, не обязательно опускать гортань и делать «купол», чтобы петь свободно!

В других источниках русское народное пение неизменно характеризуется «грудным» звучанием, и при этом «открытым» произношением звуков, когда «звук идет наружу, а не «в голову» (с). Открытость звука и отсутствие в голосе вибрации создает более «прямой, яркий и пронзительный звук, в то время как оперный певец звук округляет, в голосе больше резонанса.» (с)

Так что, понятие «грудной» используется в литературе, как по отношению к оперному голосу, так и к народному, при том, что их характеристики очень разные, если не сказать - диаметрально противоположные. 

Для академического вокала характерно использование тех «тембров пения, которые у вокалистов принято называть «прикрытыми, округленными, объемными и т.п., в то время как для народного (фольклорного) вокала - светлыми, белыми, открытыми, плоскими, близкими и т.п.» (с)

Какая из данных характеристик, на ваш взгляд, больше подходит к этому голосу?

*****

Любому музыканту необходимо обладать хорошим слухом. Под этим понятием в первую очередь подразумевается слух тональный, то есть способность слышать ноты, интервалы и аккорды. Но для вокалиста не менее важным является наличие вокального слуха, заключающегося в способности слышать разные тембровые краски в голосе, а также умело воспроизводить их. У кого есть этот дар, обычно умеют прекрасно копировать любимых вокалистов, просто много слушая их записи и подражая. И если им повезет не встретить педагога, который заставит их не верить своим ушам, делают все правильно. Развив необходимую технику, от подражания переходят к самовыражению, развивая индивидуальность.

К сожалению, подобным даром, как и абсолютным слухом, обладают не многие, но и то, и другое можно развить в результате грамотного тренинга. Безусловно, это требует огромного трудолюбия и наличия самокритики, видимо, поэтому многие все еще предпочитают «внедорожник «Феррари».

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

 

Просмотры: 5277
Комментарии (0)add comment

Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru