Ближайшие мероприятия Estill Voice в России:

17-19 января 2020   Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени - управление структурами вокального тракта для всех желающих Санкт-Петербург
19 января 2020   Лекция отоларинголога/фониатра профессора Франко Фусси (Италия) для всех желающих Санкт-Петербург
13-15 марта 2020   Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени - управление структурами вокального тракта для всех желающих Москва
04-05 апреля 2020   Семинар-тренинг EVT 2 базовой ступени - создание 6 базовых вокальностей для прошедших 1 ступень Санкт-Петербург
16-17 мая 2020   Семинар-тренинг EVT 2 базовой ступени - создание 6 базовых вокальностей для прошедших 1 ступень Москва
   
О подробностях и деталях смотрите: http://evt.vocalmechanika.ru
   
         

Вы не одиноки!

Сейчас 232 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif
Главная Соул – основа современного популярного и рок-вокала Хочу петь как... или еще раз про белтинг
Хочу петь как… или еще раз про белтинг
Автор: Анастасия Егорова   
09.12.2015 14:47

(Продолжение темы, начало см. в статье «Правда о бэлтинге»)

Эта статья написана много позднее, чем предыдущие, потому что, как показывает практика (я имею ввиду не только вокальные занятия, но и постоянно возникающие вопросы), о белтинге можно рассказывать бесконечно.

Отчасти потому, что это явление новое для российского вокала и пока еще не особо привычное слуху, а, во-вторых, потому что сами преподаватели часто запутывают студентов своей личной интерпретацией белтинга, а многочисленные видео в Сети и комментарии к ним заводят в еще больший тупик.

Достаточно набрать данный термин на YouTube, и выскочит огромное количество видео, озаглавленных, как belting или belted notes. При этом только некоторые из них реально соответствуют действительности, в остальных же чаще всего собраны все высокие ноты вокалистов, звучащие иначе, нежели в опере: например, хороший twang, анкерованный cry и даже свисток!

Но белтинг с научной точки зрения (то есть реально изученный и описанный западными фониатрами и учеными еще в 1984 году) - это определенное расположение структур (перстневидный хрящ) в сочетании с ярко выраженной певческой фомантой (twang) и соответствующее данной комбинации  звучание. То есть очень мощный и сильный звук на высоких нотах.

Он может быть не только певческим, но и разговорным, так многие актеры в сценической речи пользуются этим приемом. Как уже говорилось в предыдущих статьях (см. полный список здесь) - это механизм здорового крика, то есть способность производить очень сильную фонацию агрессивного характера, слышимую на большом расстоянии, и делать это без вреда для здоровья.

*****

При этом белтинг нельзя рассматривать, как противоестественное или синтетическое явление, способное на 360 градусов изменить человеческую природу, так как механизм белтинга или крика заложен в каждом из нас с самого рождения. Если бы новорожденные не могли безвредно орать, то сразу бы сорвали себе голос, оставшись не только без своего будущего разговорного и, возможно, певческого инструмента, но и без молока матери, до которой не были бы в состоянии докричаться.

При этом каждому новорожденному, обратите внимание, свойственен свой голос, и мама еще в родильном доме в состоянии выделить голос своего малыша из хора других. 

Если вы сохранили данную способность к производству естественного и свободного крика, как, скажем, в российской деревне, в Неаполе и в целом на юге Италии, в некоторых других южных странах с ярко выраженным темпераментом, а также в афро-американских кварталах в Соединенных Штатах, то ваш крик, будь то: «Эй, Вася!», «Aoh, Francesco!» или же «Yeah, John, shut up your mouth!» будет отличаться от такого же здорового и свободного крика того же Васи, Франчески или Джона.

*****

Здесь следует задуматься и сделать первое важное заключение: при идентичном механизме создания сильного звука, он все равно будет разниться, так как подчиняется законам биохимии и индивидуального строения.

Даже две скрипки, сделанные из аналогичного дерева и одним и тем же мастером все равно будут иметь некоторые отличия в звучании. У музыкальных инструментов, разработанных по определенной конструкции и выполненных из идентичных по молекулярному составу материалов, эта разница в звуке будет не существенна. У человека, чья генетическая, молекулярная (или биохимическая) природа является индивидуальной или неповторимой, данные различия будут больше даже при условии сходного строения, физической конституции. 

Так, если две виолончели будут звучать более-менее сходно, так как их дека (резонаторное пространство) больше, чем у скрипок, тоже звучащих более менее одинаково между собой, то два крупных мужчины или две круглолицые женщины будут звучать по-разному. Ведь помимо резонаторных полостей, разных все же по внутреннему клеточному строению (не из дуба же мы все выточены), будет еще разница в биохимии голосовых связок и в размере гортани.

Особенно когда конституция человека не соответствует вокальному аппарату, то есть природа ошибается и награждает обладателя тщедушного телосложения большой гортанью или наоборот.

Все законы типов голосов или вокального веса распространяются и на, так называемые, экстремальные вокальности. Белтинг легких голосов будет всегда отличаться от белтинга тяжелых, точно также, как и совершенно обычный, привычный вам вокал. Это совершенно не умаляет утверждения о том, что свой тембр голоса нельзя изменить: можно, но только в рамках собственных физических данных.

Можно растянуть диапазон голоса, можно добавить в голос недостающие компоненты: плотность, звонкость, отсутствующие частоты, но сделать свой голос полностью противоположным тому, что было, невозможно, как невозможно сделать из мухи слона, а из спортивного свистка - тромбон. Потому научитесь принимать и любить себя такими, какие вы есть, стараясь по максимуму получить именно из своего голоса все то, что возможно. А возможностей, на самом деле, гораздо больше, чем вы можете себе представить.

*****

Научный взгляд вокальных специалистов на белтинг всегда отличается от мнения рядовых вокалистов одной важной деталью: первые слушают характер звука на отдельных нотах и выявляют наличие или отсутствие белтинга у разных типов голосов, вторые - сравнивают вокалистов между собой и в зависимости от того, чей стереотип белтинга над ними довлеет,  определяют «было» или «не было».

Так, если у вокалистки четкое представление о белтинге на основании вокала Christina Aguilera, то она просто не услышит белтинг у той же Mariah Carey, или у Leona Lewis, так как он будет «другой», и возможно, белтинговых нот у них будет меньше, чем у Агилеры. И почему-то мало кому придет в голову, что и в целом голоса у этих вокалисток разные, так же, как и стиль исполнения, внешность и характер….

Еще большую ошибку допускают те, кто начинает сравнивать мужской и женский белтинг и на основании данного сравнения делает вывод, что у мужчин это редкое явление, приводя в пример, как единственного белтера,  Адама Ламберта только потому, что он способен брать очень высокие для мужчины ноты.

На самом деле мужской голос просто не в состоянии воспроизвести белтинг на тех же высоких нотах, на каких его «выдают» женщины.  Повторяю, любой технический прием не отменяет физиологию: определенного вокального веса вокалиста, диапазона и клеточного строения его голосового аппарата! У мужчин гортань значительно больше, чем у женщин и голосовые связки толще, потому их белтинг существует на более низком участке диапазона, точно также как у женщин с низким типом голоса он закончится раньше, чем у женщин с высоким. Зато и качество будет другое.

На каком-то участке диапазона возможно звучание белтингом и мужского и женского голоса, например, на Ля первой октавы, только для мужчины это будет уже край его белтингового диапазона, а для женщины - самое начало. 

Massimo Ranieri “Perdere l'amore”

В следующем примере в самой середине фрагмента звучит прием смены массы связок (Уитни уходит в фальцет), который, конечно, к белтингу относить нельзя, но все остальное - белтинг:

Whitney Houston “I'll always love you”

Аналогично, Адель тоже поет следующий фрагмент не одним сплошным белтингом. Но теперь вы, думаю, уже отличите, где белтинг, а где нет:

Adele “Hello”

Таким образом, мужчины никогда не возьмут белтингом те же ноты, что женщины. Потому все видео, называющие белтингом ноты, взятые мужчиной в середине второй октавы, врут бессовестно: это может быть сильный twang, хороший scream, но никак не belting. Белтинг у мужчин заканчивается где-то на кварту ниже, чем у женщин, и если женщина может дотянуть белтинг до «ля» второй октавы, то верхний предел у мужчины будет «ми» второй октавы, причем оба данных предела скорей из области фантастики.

На самом деле огромное количество примеров мужского белтинга можно найти в различных мюзиклах, и в музыке госпел. Он не столь высок и эффектен по звучанию, каким его представляет слушатель, но по своей физиологии и характеру звучания - это самый настоящий бэлтинг.

Даже в спорте мы никогда не сравниваем мужские и женские рекорды по прыжкам в высоту, поднятию тяжестей или скорости пробега, они не сопоставимы между собой, но от этого не перестают быть рекордами.

*****

Что, действительно, представляет интерес, и на что всем страждущим вокалистам следует обратить внимание - так это разные типы белтинга.

То, что мы слышим у любимых вокалистов, часто или вообще не является белтингом, или же содержит его в смешанном виде. Причем смешивает каждый вокалист по-разному: так, у Celine Dion можно услышать очень чистый белтинг с большим содержанием компонента twang (слова lady, rich, can, we're heading):

Celine Dion “Power of love”

У Christina Aguilera - ее фирменный, с легким distortion:

Christina Aguilera “At Last”

Или «спрессованный» (слова I feel like our words, And somehow you left me neglected, late - и в первой части-припеве и во второй):

Christina Aguilera “You lost me”

То же можно наблюдать и у Leona Lewis (слова fire, feel, распевы o-o-o-oh):

Leona Lewis “Fire under me feet”

И у Audra Mae (в первом отрывке слова Flowing to my veins, all, во втором - Oh, I know, Stand the pain:

AVICII “Addicted to you”

Или же, в противовес, у Whitney Houston ее мягкий полубелтинг, смешанный с вокальностью cry (в первом отрывке слова ...know the way, learn, the way, второй отрывок полностью за исключением sleepless, в третьем - And so you know, learn:

Whitney Houston “I learned from the best”

В последние годы такой классический мягкий полубелтинг несколько менее популярен у публики, хотя мода даже на вокал меняется постоянно, и вполне возможно, что мягкий белтинг еще вернется. А вот прием придания некоторой агрессивности и без того агрессивному белтингу во всю практикуется вокалистами. Это, своего рода, трюк, чтобы создать у слушателя эффект высокой ноты: вокалисты прибавляют к тому же белтингу или другой вокальности легкий distortion, прессуют звук сжатием в районе ротоглотки, добавляют назальность и т.п., и получают этакий «несвободный» звук, звучащий на грани вокальных возможностей.

Так как чистая округлая нота всегда прозвучит для слушателя ниже, чем нота той же высоты, но взятая с некоторым усилием, то эффект высоты с легкостью достигается подобными трюками, ведь никто же не побежит измерять реальную высоту ноты. Слушатель, как известно, всегда хочет «крови и зрелищ», потому хитрые и умелые вокалисты вынуждены находить разные способы, чтоб одурачить слушателя, и вызвать у него восторг.

*****

Увы, и сами вокалисты, особенно начинающие, не лишены некоторого духа соревнования, который приемлем в спорте, но далек от искусства. Нередко приходится слышать такие высказывания, как «а вот он берет более высокие ноты, чем этот», или же «вы встречали низкие голоса, способные взять вот эту ноту в такой-то октаве…». А ведь важно не количество, то есть не высота, а качество.

Высокие типы голосов (и как правило легкие) уйдут выше, но будет ли их белтинг таким же качественным, как у низкого голоса, пусть даже на более низких нотах? Увы, высокий тип голоса - это более тонкие связки, более мелкая по размеру гортань (стало быть резонатор), соответственно более легкий и светлый голос в целом, поэтому бэлтинг даже на более низких нотах будет звучать легче, больше выигрывать за счет twang, хоть, возможно, и дотянет до самого своего верхнего предела.

А вот вокалисты со средним (центральным) и низким типом голоса очень высоко белтингом не залезут, но зато те ноты, что они возьмут, будут звучать гораздо мясистее и толще, нежели белтинг вокалистов с высоким типом голоса.

Отсюда напрашивается второе важное заключение, позаимствованное из цитаты классика: «Лучше меньше, да лучше».

Потому, осваивая технику, на забывайте все же то, ради чего вся эта техника создается, не забывайте, что техника - это всего лишь средство выражения того, что вы (именно вы, а не тот вокалист, чьи эмоции и способ выражения вы стараетесь скопировать) хотите донести до публики.

Не соревнуйтесь ни с кем, вы ничего никому не должны доказывать. Вы не должны обязательно достичь того, чего достигли другие, а должны уметь выйти за границы ваших возможностей.

Станьте лучшей версией себя самого!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

 

 

Поиск по сайту

 

Карта посещений

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU