Вы не одиноки!

Сейчас 333 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif
Главная Статьи на тему и около... Магия спектакля или как сделать вокал искусством
Магия спектакля или как сделать вокал искусством
Автор: Анастасия Егорова   
25.02.2016 13:32
Попытка сублимировать жизнь через художественное выражение является одной из форм бегства к понятному из непонятной реальности.

Вы никогда не задумывались ради чего человек начинает учиться петь? Какие стимулы им движут? Да, безусловно, петь приятно и доставляет удовольствие (хорошо, когда и слушателю тоже), но все же это не является основной целью начинающего брать уроки вокала. А жаль, так как данная причина хоть и кажется слишком простой, но как говорят: гениальное - просто, и подобный подход к обучению вокалу избавил бы самого вокалиста от многих комплексов и даже проблем, как технического, так и творческого характера.

Часто к моменту принятия решения об обучении вокалу, у человека уже сложилось какое-то представление о том, какой стиль ему нравится, и, соответственно, в каком он хотел бы развивать свое певческое искусство. Отдавая себе отчет в том, что стартовых певческих данных для исполнения данного стиля ему не хватает, человек идет учиться.

Иногда уже поющий вокалист открывает для себя новые высоты, и, желая улучшить вокальную технику, обращается к вокальному педагогу. И такой подход к обучению мне кажется вполне логичным и приемлемым.

Но, к сожалению, все чаще приходится сталкиваться с другим мотивом обучения вокалу, связанным не сколько с тем ЧТО петь, а КАК петь, а точнее с устойчивым желанием вокалиста петь, как конкретный известный исполнитель. Тем самым, уже в самом начале обучения отрезается дорога к основной цели любого искусства - выражению своих эмоций посредством произведения (будь то художественное, музыкальное, литературное и т.п.), и к раскрытию собственного голоса.  К данному желанию быть двойником кого-то иногда совершенно абсурдно добавляется жажда славы, желательно не меньшей, чем у образца, на кого вокалист хочет походить. Это и вовсе противоречит здравому смыслу, так как никому не интересны два Пушкина, два Ван Гога, второй Высоцкий и даже две Beyoncè.

*****

Дыма без огня, как известно, не бывает, и такой подход к обучению вокалу вовсю стимулируется общественным мнением, телевизионными программами и талант-шоу, типа «Один в один», «Голос» и т.д., а также самими вокальными педагогами. Чего стоит один лишь Ken Tamplin с его многочисленными уроками «как петь, как»: Whitney Houston, Ian Gillan, Adele, Freddie Mercury и многие другие.

 

One-to-one

Так сложилось, что сегодня мы называем «артистом» того, кто побеждает в телевизионной программе или талант-шоу, любую поп-звезду, сфабрикованную продюсером для коммерческого проекта, или даже любой «шоу-персонаж», обычно несовершеннолетний и женского рода, а часто и вызывающей наружности.

Создается впечатление, что понятие «артист» утеряло свой истинный смысл, им пользуются с легкостью, и даже злоупотребляют. Благодаря технологии искусство как бы стало доступным всем и без усилий: все фотографы с Instagram, все писатели с ноутбуком и блогами, все модели с Photoshop, все режиссеры с Canon 5D и Final Cut, все вокалисты с караоке-системами…

*****

Говоря о доступности «без усилий», я не имела в виду владение техникой. Ведь при огромном стремлении и трудолюбии технику можно освоить, ей можно научиться. Техника - это всего лишь механика процесса или натренированные умения. Чтобы такие умения создали произведение искусства, нужны усилия другого рода, эмоционального или, как говорят: «нужно вложить душу». И, заметьте, эта душа должна быть своя собственная! В противном случае получится просто производитель серийных фото, графоман, рифмоплет или механический вокалист.

Как писал Л.Н.Толстой в своей книге «Что такое искусство?», деятельность искусства основана на способности людей заражаться чувствами других людей: «Деятельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен испытывать то же самое чувство, которое испытал человек, выражающий свое чувство.»

То есть, человек смеется - и другому человеку становится весело, плачет - другому человеку становится грустно, злится - и такая же ярость возникает в душе другого человека и т.д.

Все эти чувства артист выражает посредством тех средств или инструментов, которые использует в своем искусстве, вокалист - при помощи голоса.

Но будь все так прямолинейно, артисты могли бы выступать только в тот момент, когда испытывают данные эмоции, да и репертуар пришлось бы выбирать соответствующий: взгрустнулось сегодня вокалисту - весь концерт поет заунывные песни... Да и вряд ли под властью сильных эмоций, распирающих артиста в данный момент, ему удалось бы отыграть спектакль или отпеть концерт. Он бы просто разрыдался в какой-то момент, собрав носовые платки у всего зрительного зала, или напротив в приливе веселья «зажег» бы так, что мало не показалось.

Оказывается, мало просто уметь заставить слушателя прыгать от радости, когда самому вокалисту весело, или зевать, когда самому зевается от скуки. Если б это было так, то многие из нас были бы артистами, по крайней мере, в какой-то момент.

И тут снова Л.Н.Толстой уточняет: «Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его.»

То есть в задачу артиста входит сначала вызвать в себе раз испытанное чувство, а потом посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы и другие его испытали. В этом и заключается искусство или, как говорила исследователь голоса, певица и вокальный педагог Jo Estill - «магия спектакля», единственная компонента вокального обучения, которой невозможно научить. При этом она уточняла, что «эмоции вокалист учит дома за письменным столом», то есть при помощи техники учится воспроизводить раз испытанные чувства, чтоб потом наверняка уметь передать их на сцене.

*****

Впрочем, педагог может помочь студенту вывести эмоции наружу и тем самым открыть дорогу в эту магию спектакля при условии, что работа будет вестись с целью найти себя и свою индивидуальность.

Перепевая очередной cover, и пытаясь подражать любимому исполнителю, вокалист все дальше и дальше уходит от конечной цели искусства, так как изначально старается (если старается….) выразить не свои чувства. То есть по сути вздыхает там, где вздохнула та вокалистка, яростно орет там, где поорал вокалист и т.п.

Копия, даже самая точная, не может быть искусством, так как создатель копии не пытается вызвать в себе однажды испытанные им самим эмоции и транслировать их другим людям, а бездушно и бездумно копирует чужие. Таким образом, вокалист может технически совершенно перепеть cover, выразив с помощью прекрасного владения приемами испытанные другим вокалистом чувства, но будет мало убедителен, так как сам их не прожил. Это все равно, что кто-то придет и повторит вам признание в любви любимого человека, его же словами, с его же мимикой и копируя его же интонацию. Какие чувства может вызвать у вас такое объяснение, кроме как недоумение, смех или даже раздражение?

*****

Конечно, в идеале каждому исполнителю следует стремиться к созданию своего репертуара. Но если по каким-то причинам такового пока нет (не все обладают композиторскими и/или поэтическими способностями, не всем по карману сотрудничество с композитором), то зерно искусства нужно искать в оригинальной интерпретации чужих песен, а не в их «снятии» под копирку. Такая интерпретация носит название remake, и, надо сказать, случается, что даже превосходит cover по своей оригинальности, силе выражения и, как следствие, популярности. Как, например, в данном случае:

Dolly Parton “I will always love you” (оригинал)

Whitney Houston “I will always love you” (ремейк)

Вот еще несколько примеров оригинальных ремейков, созданных профессиональными и известными артистами с песен прославившихся исполнителей. Если бы первые просто скопировали оригинал, то артистами никогда бы не стали или уже будучи ими, просто запятнали бы свою творческую биографию. Но перепев известные хиты по-своему, порой, изменив не только способ выражения, но и аранжировку, они донесли до слушателя свои эмоции и свое душевное состояние:

Hozier “Take me to church” (оригинал)

Demi Lovato “Take me to church” (ремейк)

Keisza “Take me to church” (ремейк)

Christina Aguilera “Save me from myself” (оригинал)

Nicole Henry “Save me from myself” (ремейк)

«Ария» “Улица роз” (оригинал)

«Слот» “Улица роз” (ремейк)

Юрий Антонов “Анастасия” (оригинал)

Сергей Лазарев “Анастасия” (ремейк)

Как мастер CMT и представитель самого техничного метода тренировки голоса Estill Voice Training, сопоставимого разве что с занятием фитнесом (та же тренировка мышц, только вокальных), скажу, что техника - фундаментальна. Если нам есть что сказать и выразить, техническая слабость и неумение не даст нам этого сделать, и, безусловно, это отразится и на качестве выражения нашего искусства.

*****

Ни один писатель не написал бы роман, не умея держать в руках перо, шариковую ручку, или, в современное время, не умея печатать на компьютере. Ни один художник не написал бы картины, не владея техникой изобразительного искусства. Ну и, конечно, вокалист, испытывающий технические сложности, не сможет донести свои эмоции до слушателя так, как он этого хочет. Но техника - это лишь средство, а не самоцель, не нужно об этом забывать. Потому взаимные усилия педагога и студента должны быть направлены на то, чтоб студент получил полную техническую свободу для выражения всего того, о чем он хочет поведать слушателю.

 

Martinez

«Скажем просто: петь полезно, приятно и приносит радость. Есть те, что страстно преданы и посвящают себя преподаванию этого замечательного искусства без всяких амбиций и ожиданий. Преподаватель вокала лишь предлагает стратегии, чтобы делать лучше то, что делает нас лучше. Неважно, прославится ли студент или нет, не важно, что думают знаменитости. Моя преподаватель всю жизнь работала ради единственной цели: дать всем вокальную технику, чтобы «каждый смог спеть ту песню, ради которой рожден» (Jo Estill).

Дорогие коллеги, продолжайте работать со страстью и самоотдачей, когда разрушатся все эгоистичные барьеры, то мы все придем к согласию».

Alejandro Saorin Martinez, Master CCI EVT,
Италия-Россия-Испания-Япония

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Просмотры: 1474
Комментарии (2)add comment
...
Автор: Елена Крук , 31-08-2016

Спасибо за эту тему! Именно выразить себя в песне, иногда начать с того, что выразить песню в себе )) к сожалению, это редкость, особенно если не развита эмоциональность! Но на то и педагоги настоящие нужны!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Ольга , 26-02-2016

Замечательная и актуальная статья!!!!! Спасибо Анастасии!!! И как всегда мудрые мысли и резонирующие обращение маэстро- Алехандро!!!!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +5


Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

Карта посещений

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru