Вы не одиноки!

Сейчас 281 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Теория и практика вокала Вокальная практика Что такое джазовый «тупидумдум»…. Или как постичь азы джазовой вокальной импровизации
Что такое джазовый «тупидумдум»…. Или как постичь азы джазовой вокальной импровизации
Автор: Анастасия Егорова   
22.05.2017 11:38

Почему-то так сложилось в российском вокале, что джазом принято называть все то, что не является «эстрадой», звучит «грязновато»: то есть не вписывается в каноны классической гармонии и мелодической линии.

Итальянский комик, актер и одновременно джазовый пианист даже выпустил своеобразный юмористический цикл, посвященный этому вопросу, отрывок из которого привожу ниже ради иллюстрации того, о чем писала выше.

Как ни странно, но такой стилевой неразборчивостью в идентификации джаза грешат только российские вокалисты, так как в инструментальной музыке все как раз четко, грамотно и строго разграничено и понятно. Джазовые бэнды, трио и квартеты исполняют именно джазовый репертуар со всеми вытекающими особенностями данного стиля.

Исполнители R&B, soul, латиноамериканской музыки и т.п. выступают со своим репертуаром и не в джазовых конкурсах и концертах. Чего нельзя сказать о вокалистах.

На эстрадно-джазовом факультете поют всё, от Наташи Королевой до Mariah Carey и Ella Fitzgerald (причем последнюю нередко просто поют, как песню, не утруждая себя импровизацией). На джазовых конкурсах и концертах почему-то поют в том числе и репертуар королевы соул музыки Aretha Franklin, песни Stevie Wonder и даже Chaka Khan…

Перефразируя известную цитату, можно сказать: «На концерте вокалист пел rap, soul, rock-n-roll, reggae и всякий другой джаз….»

Действительно, многие из перечисленных стилей, включая и джаз, уходят корнями в госпел и спиричуэл, религиозную и народную афроамериканскую музыку, из которой потом ответвились и пошли совершенно независимыми путями. Правда и то, что данным стилям свойственна другая (не классическая европейская) гармония, ладовость и, главное, ритм.

Но все перечисленные стили отличаются и между собой специфическими и характерными для каждого из них особенностями ритмики, музыкального построения, гармонии (пусть и в сфере чуждых европейскому уху «заграничных аккордов»), мелодики (включая импровизацию), исполнения (если речь идет о вокале - использование вокальностей и приемов) и инструментального состава. Потому мешать их все в одну большую кучу под названием «джаз» крайне несправедливо.

*****

Итак, не вдаваясь в тонкости гармонии и прочих перечисленных особенностей, не касающихся конкретно вокала, рассмотрим одно из главных отличий джазовой вокальной музыки, а именно - вокальную импровизацию.

Импровизация (от латинского слова improvisus - неожиданный, внезапный) появилась давно и считается исторически наиболее древним типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения.

Да и в современное время импровизация существует не только в джазе. Но в джазе она расцвела наиболее пышным цветом, получила наибольшую популярность, известность и имеет свои узко-характерные особенности:

- как правило идет после того, как вокалист отпел основную тему (куплет-припев). Да и саму тему, когда она ну просто неприлично известная, типа «All of me», вокалист-сноб тоже старается изменить, чтоб осталось лишь легкое напоминание о ней. Импровизация поется по аккордовой сетке данной темы, и в зависимости от фантазии импровизатора может длиться не один куплет-припев, пока кто-то из музыкантов бэнда не пихнет вас локтем, намекая, что и другие тоже хотят «полабать», так что пора и честь знать. Ну и еще бывают импровизации-переклички, когда импровизируют по фразам и по-очереди все музыканты джаз-бэнда;

- может быть двух типов: с использованием куплетного текста и/или слоговая мелодико-ритмическая, называемая скэтом. Появление скэта связывают с именем Луиса Армстронга. По бытующей легенде, в 1924 году во время записи у него упал листок с текстом (как видим, уже тогда вокалисты не особо старались учить его наизусть), и Армстронг, чтобы не прерывать запись просто допел тот отрывок из песни произвольными слогами.

Сейчас скэт - это не произвольные слоги, которые хочет спеть вокалист, а такие сочетания гласных и согласных, которые наиболее выгодно подчеркивают ритмический рисунок. Целью скэтовой импровизации является имитация голосом духового музыкального инструмента, путем как имитации его звучания, так и характерной фразировки, и ритмики.

Обычно данные строго определенные слоги изучаются в рамках дисциплины «Импровизация» на джазовых факультетах. Ну и данный тип импровизации чаще всего используется в быстрых композициях и/или импровизациях в быстром темпе. В то время, как для джазовых баллад более характерен первый вид импровизации с использованием фрагментов текста.

В обоих случаях в джазе строго исключены такие приемы, как рифы!

*****

Для того, чтобы научиться хорошо импровизировать в стиле джаз необходимо обладать отменным чувством ритма, прекрасным гармоническим слухом и уметь чисто интонировать, плутая во всех этих n-гармонизмах и альтерациях.

Если вы новичок в вокале и приняли осознанное решение отдать свое сердце джазу, мы можем помочь вам в освоении основ импровизации.

Данные базовые упражнения являются обязательными во многих престижных учебных заведениях Европы и Америки. Их авторами являются такие авторитеты дидактики джаза, как Bob Stoloff и Jamey Aebersold.

Упражнения направлены, как на развитие ритма, слуха и чистого интонирования, так и на стимуляцию импровизационных способностей.

*****

Итак, как сказал немецкий пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов: «В начале был ритм»:

Послушайте упражнение и затем попытайтесь повторить точно слоги и ритмику вместе с преподавателем.

Характерной чертой любой джазовой импровизации (не только вокальной, но и инструментальной) является ее построение по принципу: вопрос-ответ. В импровизациях часто музыкальные фразы имитируют ритм разговора, а также широко используется прием цитирования фраз основной темы песни, в частности их ритмический рисунок.

Следующее упражнение направлено именно на развитие музыкальной ритмической памяти. Сначала послушайте упражнение, а потом пробуйте повторить то, что показывает преподаватель. Для данных повторений в упражнении специально оставлены паузы, в которые вы должны уложиться.

Следующий ряд упражнений является своего рода тренировкой джазового сольфеджио: вам предлагается интонировать, используя скэтовые слоги:

- интервалы мажорного лада;

- терции мажорного лада;

- трезвучия мажорного лада.

Как всегда, сначала прослушивайте пример, а потом пойте вместе с преподавателем.

Ну а теперь уже знакомое вам по ранее представленным ритмическим упражнениям, упражнение на вопрос-ответ. Послушайте пример, желательно несколько раз, а потом попробуйте повторить точно ритмически и мелодически то, что показывает преподаватель. Как всегда, для вашего «ответа» в упражнении оставлены паузы, в которые вы должны вписаться.

После того, как вы натренировались петь с преподавателем (о, тут призыв к здоровой самокритике, если хотите чего-то достичь…), усложняем задачу.

Ниже приводится минусовка, под которую вы теперь можете петь самостоятельно: сначала интервалы, потом терции, потом трезвучия, а потом и те ритмические фигуры, которые вы освоили в упражнении на «вопрос-ответ».

Если вам не хватает в аудио интерактивного преподавателя, то можете спрятать в засаде живого с корректирующей дубиной.

Ну а для подведения итога по мажорному ладу, можете теперь попробовать импровизировать сами, используя все то, что вам было показано прежде: скачки на интервалы, аккорды и выученные ходы с использованием слогов скэт. Воспользуйтесь для этого все той же минусовкой.

Переходим к минорному ладу и делаем все то же самое: интервалы, терции, аккорды и вопрос-ответ. Как всегда, не спешите и не забывайте предварительно хорошо прослушать пример, если необходимо - несколько раз:

- Интервалы:

- Терции:

- Трезвучия:

- Теперь упражнение на вопрос-ответ:   

Ну а теперь переходите к самостоятельной тренировке под минус: интонируйте интервалы, терции, трезвучия, «вопрос-ответ», и свою персональную импровизацию с использованием пройденного материала.

*****

Ну что ж, дабы не отрывать теорию от практики, когда вы почувствуете себя достаточно уверенно: начнет получаться следовать ритмике, интонировать достаточно пристойно, а также запомните те слоги, что были показаны в упражнениях, то можно попробовать на конкретном джазовом стандарте.

Предлагаю довольно жизнерадостную композицию "Take The “A” Train" - послушайте культовое исполнение данного стандарта с незабвенными Ella Fitzgerald и Duke Ellington. В нем вы найдете все, о чем мы говорили выше: после импровизационного вступления Эллы вы услышите тему, а потом и два типа импровизации: как со скэтом, так и с использованием текста и со смешиванием обоих элементов.

А теперь две дидактические версии импровизации на данную тему. С ними следует работать очень просто: брать и повторять. Они не столь сложны, как импровизации джазовых мэтров, так как созданы специально для студентов джазового факультета. Конечно, «снимать» соло той же Эллы гораздо сложней. Но на то вы и новички!

Главное набраться терпения и пытаться повторить вместе с преподавателем все точь-в-точь: мелодическую линию, ритмику и слоги. Ведь точно такой же принцип используется и при обучении иностранным языкам: вам предлагают вызубрить наизусть текст один к одному, чтобы вжиться в специфику построения фраз иностранного языка.

Когда выучите хорошо эти две нехитрые импровизации, у вас откроется, как модно говорить, ментальность в данном направлении, и вы заметите, что вдруг начнет вылетать что-то похожее, но не скопированное, а ваше.

Итак, просто повторяйте много раз и старайтесь заучить точно:

Готовы к свободному полету? Тогда вот вам минусовка на эту тему: пойте сначала тему, не особо выделываясь (оставьте это дело для выступления в Carnegie Holl), а потом пробуйте импровизировать, собрав воедино все то, о чем было поведано в этой статье.

И главное, получайте удовольствие! Так как без этого, а еще без чувства юмора, в джазе, собственно, как и в любом стиле, искусстве в целом и в жизни - никак!!!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Просмотры: 1555
Комментарии (7)add comment
...
Автор: Екатерина , 28-07-2017

Спасибо огромное!!! Информация очень интересная и самое главное доступна для учеников (старших классов). Теперь нам стало работать над импровизациями гораздо интереснее!!!!!! smilies/kiss.gif**
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Мария , 20-07-2017

Анастасия! Не устаю восхищаться!!!! Огромное спасибо!!!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Марина , 03-07-2017

Замечательная статья, а сколько интересных упражнений, материал изложен доступно и понятно! Спасибо!!! Вы - большая Умничка!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Сабина , 01-07-2017

Очень ценно. Благодарю от души, Анастасия. Вы не могли бы назвать первоисточники всех представленных здесь упражнений. Кто автор и как называются? Знаю только Столоффа. Спасибо
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Наталия , 23-05-2017

Спасибо Огромное, дорогая наша Анастасия!!! Большая помощь в самостоятельных занятиях.
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Елена , 22-05-2017

Анастсия , спасибо огромное!!! Этой статьи я давно ждала, ее так не хватало, какой ценный материал!!, а главное оч простой и удобный, просто методич. пособие по азам джаза!!! Жду продолжения... еще раз Большое спасибо!!!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0

...
Автор: Светлана , 22-05-2017

Спасибо! Очень компактно и доступно!
Пожаловаться на комментарий
ПРОТИВ
ЗА

Голоса: +0


Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru