Вы не одиноки!

Сейчас 240 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif

Карта посещений

Главная Теория и практика вокала Вокальная практика Что такое джазовый «тупидумдум»…. Или как постичь азы джазовой вокальной импровизации
Что такое джазовый «тупидумдум»…. Или как постичь азы джазовой вокальной импровизации
Автор: Анастасия Егорова   
22.05.2017 11:38

Почему-то так сложилось в российском вокале, что джазом принято называть все то, что не является «эстрадой», звучит «грязновато»: то есть не вписывается в каноны классической гармонии и мелодической линии.

Итальянский комик, актер и одновременно джазовый пианист даже выпустил своеобразный юмористический цикл, посвященный этому вопросу, отрывок из которого привожу ниже ради иллюстрации того, о чем писала выше.

Как ни странно, но такой стилевой неразборчивостью в идентификации джаза грешат только российские вокалисты, так как в инструментальной музыке все как раз четко, грамотно и строго разграничено и понятно. Джазовые бэнды, трио и квартеты исполняют именно джазовый репертуар со всеми вытекающими особенностями данного стиля.

Исполнители R&B, soul, латиноамериканской музыки и т.п. выступают со своим репертуаром и не в джазовых конкурсах и концертах. Чего нельзя сказать о вокалистах.

На эстрадно-джазовом факультете поют всё, от Наташи Королевой до Mariah Carey и Ella Fitzgerald (причем последнюю нередко просто поют, как песню, не утруждая себя импровизацией). На джазовых конкурсах и концертах почему-то поют в том числе и репертуар королевы соул музыки Aretha Franklin, песни Stevie Wonder и даже Chaka Khan…

Перефразируя известную цитату, можно сказать: «На концерте вокалист пел rap, soul, rock-n-roll, reggae и всякий другой джаз….»

Действительно, многие из перечисленных стилей, включая и джаз, уходят корнями в госпел и спиричуэл, религиозную и народную афроамериканскую музыку, из которой потом ответвились и пошли совершенно независимыми путями. Правда и то, что данным стилям свойственна другая (не классическая европейская) гармония, ладовость и, главное, ритм.

Но все перечисленные стили отличаются и между собой специфическими и характерными для каждого из них особенностями ритмики, музыкального построения, гармонии (пусть и в сфере чуждых европейскому уху «заграничных аккордов»), мелодики (включая импровизацию), исполнения (если речь идет о вокале - использование вокальностей и приемов) и инструментального состава. Потому мешать их все в одну большую кучу под названием «джаз» крайне несправедливо.

*****

Итак, не вдаваясь в тонкости гармонии и прочих перечисленных особенностей, не касающихся конкретно вокала, рассмотрим одно из главных отличий джазовой вокальной музыки, а именно - вокальную импровизацию.

Импровизация (от латинского слова improvisus - неожиданный, внезапный) появилась давно и считается исторически наиболее древним типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения.

Да и в современное время импровизация существует не только в джазе. Но в джазе она расцвела наиболее пышным цветом, получила наибольшую популярность, известность и имеет свои узко-характерные особенности:

- как правило идет после того, как вокалист отпел основную тему (куплет-припев). Да и саму тему, когда она ну просто неприлично известная, типа «All of me», вокалист-сноб тоже старается изменить, чтоб осталось лишь легкое напоминание о ней. Импровизация поется по аккордовой сетке данной темы, и в зависимости от фантазии импровизатора может длиться не один куплет-припев, пока кто-то из музыкантов бэнда не пихнет вас локтем, намекая, что и другие тоже хотят «полабать», так что пора и честь знать. Ну и еще бывают импровизации-переклички, когда импровизируют по фразам и по-очереди все музыканты джаз-бэнда;

- может быть двух типов: с использованием куплетного текста и/или слоговая мелодико-ритмическая, называемая скэтом. Появление скэта связывают с именем Луиса Армстронга. По бытующей легенде, в 1924 году во время записи у него упал листок с текстом (как видим, уже тогда вокалисты не особо старались учить его наизусть), и Армстронг, чтобы не прерывать запись просто допел тот отрывок из песни произвольными слогами.

Сейчас скэт - это не произвольные слоги, которые хочет спеть вокалист, а такие сочетания гласных и согласных, которые наиболее выгодно подчеркивают ритмический рисунок. Целью скэтовой импровизации является имитация голосом духового музыкального инструмента, путем как имитации его звучания, так и характерной фразировки, и ритмики.

Обычно данные строго определенные слоги изучаются в рамках дисциплины «Импровизация» на джазовых факультетах. Ну и данный тип импровизации чаще всего используется в быстрых композициях и/или импровизациях в быстром темпе. В то время, как для джазовых баллад более характерен первый вид импровизации с использованием фрагментов текста.

В обоих случаях в джазе строго исключены такие приемы, как рифы!

*****

Для того, чтобы научиться хорошо импровизировать в стиле джаз необходимо обладать отменным чувством ритма, прекрасным гармоническим слухом и уметь чисто интонировать, плутая во всех этих n-гармонизмах и альтерациях.

Если вы новичок в вокале и приняли осознанное решение отдать свое сердце джазу, мы можем помочь вам в освоении основ импровизации.

Данные базовые упражнения являются обязательными во многих престижных учебных заведениях Европы и Америки. Их авторами являются такие авторитеты дидактики джаза, как Bob Stoloff и Jamey Aebersold.

Упражнения направлены, как на развитие ритма, слуха и чистого интонирования, так и на стимуляцию импровизационных способностей.

*****

Итак, как сказал немецкий пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов: «В начале был ритм»:

Послушайте упражнение и затем попытайтесь повторить точно слоги и ритмику вместе с преподавателем.

Характерной чертой любой джазовой импровизации (не только вокальной, но и инструментальной) является ее построение по принципу: вопрос-ответ. В импровизациях часто музыкальные фразы имитируют ритм разговора, а также широко используется прием цитирования фраз основной темы песни, в частности их ритмический рисунок.

Следующее упражнение направлено именно на развитие музыкальной ритмической памяти. Сначала послушайте упражнение, а потом пробуйте повторить то, что показывает преподаватель. Для данных повторений в упражнении специально оставлены паузы, в которые вы должны уложиться.

Следующий ряд упражнений является своего рода тренировкой джазового сольфеджио: вам предлагается интонировать, используя скэтовые слоги:

- интервалы мажорного лада;

- терции мажорного лада;

- трезвучия мажорного лада.

Как всегда, сначала прослушивайте пример, а потом пойте вместе с преподавателем.

Ну а теперь уже знакомое вам по ранее представленным ритмическим упражнениям, упражнение на вопрос-ответ. Послушайте пример, желательно несколько раз, а потом попробуйте повторить точно ритмически и мелодически то, что показывает преподаватель. Как всегда, для вашего «ответа» в упражнении оставлены паузы, в которые вы должны вписаться.

После того, как вы натренировались петь с преподавателем (о, тут призыв к здоровой самокритике, если хотите чего-то достичь…), усложняем задачу.

Ниже приводится минусовка, под которую вы теперь можете петь самостоятельно: сначала интервалы, потом терции, потом трезвучия, а потом и те ритмические фигуры, которые вы освоили в упражнении на «вопрос-ответ».

Если вам не хватает в аудио интерактивного преподавателя, то можете спрятать в засаде живого с корректирующей дубиной.

Ну а для подведения итога по мажорному ладу, можете теперь попробовать импровизировать сами, используя все то, что вам было показано прежде: скачки на интервалы, аккорды и выученные ходы с использованием слогов скэт. Воспользуйтесь для этого все той же минусовкой.

Переходим к минорному ладу и делаем все то же самое: интервалы, терции, аккорды и вопрос-ответ. Как всегда, не спешите и не забывайте предварительно хорошо прослушать пример, если необходимо - несколько раз:

- Интервалы:

- Терции:

- Трезвучия:

- Теперь упражнение на вопрос-ответ:   

Ну а теперь переходите к самостоятельной тренировке под минус: интонируйте интервалы, терции, трезвучия, «вопрос-ответ», и свою персональную импровизацию с использованием пройденного материала.

*****

Ну что ж, дабы не отрывать теорию от практики, когда вы почувствуете себя достаточно уверенно: начнет получаться следовать ритмике, интонировать достаточно пристойно, а также запомните те слоги, что были показаны в упражнениях, то можно попробовать на конкретном джазовом стандарте.

Предлагаю довольно жизнерадостную композицию "Take The “A” Train" - послушайте культовое исполнение данного стандарта с незабвенными Ella Fitzgerald и Duke Ellington. В нем вы найдете все, о чем мы говорили выше: после импровизационного вступления Эллы вы услышите тему, а потом и два типа импровизации: как со скэтом, так и с использованием текста и со смешиванием обоих элементов.

А теперь две дидактические версии импровизации на данную тему. С ними следует работать очень просто: брать и повторять. Они не столь сложны, как импровизации джазовых мэтров, так как созданы специально для студентов джазового факультета. Конечно, «снимать» соло той же Эллы гораздо сложней. Но на то вы и новички!

Главное набраться терпения и пытаться повторить вместе с преподавателем все точь-в-точь: мелодическую линию, ритмику и слоги. Ведь точно такой же принцип используется и при обучении иностранным языкам: вам предлагают вызубрить наизусть текст один к одному, чтобы вжиться в специфику построения фраз иностранного языка.

Когда выучите хорошо эти две нехитрые импровизации, у вас откроется, как модно говорить, ментальность в данном направлении, и вы заметите, что вдруг начнет вылетать что-то похожее, но не скопированное, а ваше.

Итак, просто повторяйте много раз и старайтесь заучить точно:

Готовы к свободному полету? Тогда вот вам минусовка на эту тему: пойте сначала тему, не особо выделываясь (оставьте это дело для выступления в Carnegie Holl), а потом пробуйте импровизировать, собрав воедино все то, о чем было поведано в этой статье.

И главное, получайте удовольствие! Так как без этого, а еще без чувства юмора, в джазе, собственно, как и в любом стиле, искусстве в целом и в жизни - никак!!!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Просмотры: 3438
Комментарии (8)add comment
...
Автор: Pablo , 10-08-2017

Совершенно с Вами согласен в смысле ритма и построения фраз.Но так как основа джаза это афро-американские полиритмы,с свойственными им акцентными долями,то акцентные доли живущих в средней полосе будут совершенно другими.К примеру когда люди пытаются играть джаз а получается шансон.Если попытаться при помощи упражнений с малых лет у ребенка сместить долевой акцент,а это примерно,как левшу переучить на правшу,то не факт,что сомертайм не закончится "Рекой Волгой".И конечно на последок ни один белый гитарист еще не сыграл как Хендрикс,хотя подражателей много,но из всей этой массы Джимми узнаваем с первых фраз.И даже слушая женский вокал в джазе можно с легкостью определить не только наличие муз.образование,но и цвет вокалистки.


...
Автор: Екатерина , 28-07-2017

Спасибо огромное!!! Информация очень интересная и самое главное доступна для учеников (старших классов). Теперь нам стало работать над импровизациями гораздо интереснее!!!!!! smilies/kiss.gif**


...
Автор: Мария , 20-07-2017

Анастасия! Не устаю восхищаться!!!! Огромное спасибо!!!


...
Автор: Марина , 03-07-2017

Замечательная статья, а сколько интересных упражнений, материал изложен доступно и понятно! Спасибо!!! Вы - большая Умничка!


...
Автор: Сабина , 01-07-2017

Очень ценно. Благодарю от души, Анастасия. Вы не могли бы назвать первоисточники всех представленных здесь упражнений. Кто автор и как называются? Знаю только Столоффа. Спасибо


...
Автор: Наталия , 23-05-2017

Спасибо Огромное, дорогая наша Анастасия!!! Большая помощь в самостоятельных занятиях.


...
Автор: Елена , 22-05-2017

Анастсия , спасибо огромное!!! Этой статьи я давно ждала, ее так не хватало, какой ценный материал!!, а главное оч простой и удобный, просто методич. пособие по азам джаза!!! Жду продолжения... еще раз Большое спасибо!!!


...
Автор: Светлана , 22-05-2017

Спасибо! Очень компактно и доступно!



Написать комментарий
меньше | больше
 

busy
 

Поиск по сайту

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU SafeWeber.ru