Ближайшие мероприятия Estill Voice в России:

06 сентября 2019   Дополнительный семинар (workshop) "Belting Day" для всех желающих Москва
06 - 07 сентября 2019   Дополнительный семинар (workshop) "Open session" для участников 2 ступени Москва
08 сентября 2019   Дополнительный семинар (workshop) "Distortion tour" для участников 2 ступени Москва
01-03 ноября 2019   Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени - управление структурами вокального тракта для всех желающих Москва
03 ноября 2019   Дополнительный семинар (workshop) - Стратегии преодоления «регистрового порога» в современном и оперном вокале для всех желающих Москва
         
   
О подробностях и деталях смотрите: http://evt.vocalmechanika.ru
   
         

Вы не одиноки!

Сейчас 183 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif
Главная Мифы и заблуждения Рассуждать об «ошибках» тоже можно ошибочно...
Рассуждать об «ошибках» тоже можно ошибочно...
Автор: Анастасия Егорова   
22.10.2017 11:33

Не так давно попался на глаза текст одного довольно популярного сайта. Не буду давать на него ссылку, рекламировать чужой ресурс не в наших правилах. Думаю, что такие постулаты вы сами встречали не раз и не два...

Понятно, что мы уже писали обо многих вещах раз по 150, если не больше… Понятно, что кому-то это уже, как говорят, в зубах навязло. И все же не поленюсь в очередной раз разобрать столь деликатную тему о мифах вокальной техники ради понимания того, насколько точной, все же должна быть вокальная наука, данную технику объясняющая.

В противном случае те, кому надлежит вкладывать в вокалиста разумное, доброе и вечное, рискуют «посеять» глубокие заблуждения и, как следствие, пожать устойчивые вредные навыки, искоренять которые, увы, приходится годами. 

Итак, так называемые «Ошибки» вокалиста, заявленные в ультимативном порядке на одном из специализированных вокальных сайтов. 

*****

Постулат первый: «Отсутствие правильной опоры дыхания. Нельзя уделять опоре дыхания мало внимания, важно понимать, что правильное удержание воздуха в лёгких способствует свободному, полётному, объёмному, красивому пению;» 

Во-первых, чтобы рассуждать об опоре дыхания, следует четко определить, что же это за «зверь» такой, и где водится. Похоже, пора уже провести социологический опрос на тему: «Дайте физиологическую (конкретную, с указанием мышц и действий) характеристику опоре дыхания». Смело могу сделать ставки на то, что 99% экспертов, повторяющих это слово 100 раз на дню своим студентам, не смогут объяснить, что это такое, и, тем более, как это получить. 

Ответы из серии: «это когда я пою свободно и легко», «когда я пользуюсь диафрагмой», «когда воздушный столб ото лба и до пупа» не котируются. Если речь идет о физиологическом процессе и действии, то ответ всегда должен быть точным и конструктивным: встаньте (сядьте, лягте) так-то, согните (разогните) то-то, повернитесь (распрямитесь) и т.д. с сопровождающим техническим объяснением сути происходящего: почему и за счет чего в данном случае вам гарантирован результат. Результат должен ощущаться вами лично, а не вашим педагогом, и по мере повторения (тренировки) должен становится все более и более ощутимым (опять же вами, а не вашим педагогом). 

Если такового ответа нет, и ваше чувство «певческой опоры» является непостоянным, посещающим вас в моменты озарения, или из-за страха разочаровать вашего педагога по вокалу, значит говорить о ней, равно как и уделять ей «много или мало внимания», совершенно бесполезно. 

Правильное удержание воздуха в легких не приходит само собой, а зависит от конкретных движений определенных мышц, помогающих снижать естественное давление воздуха при выдохе. И, к счастью, как показывают последние исследования, проведенные в Италии, это ни коим образом не зависит от движений диафрагмы: при проведении научного эксперимента не было замечено никакой разницы в амплитуде движения диафрагмы у «опирающих» и «не опирающих» вокалистов. Почему к счастью? Да потому, что данная мышца, как выяснено уже давно в том числе и российской наукой, является полууправляемой, и волевым усилием мы не в состоянии ее контролировать. Зато в состоянии управлять другими мышцами, способствующими снижению воздушного подсвязочного давления, но им почему-то никто не советует уделять должного внимания. 

Что касается «полетного и объемного» пения, то за данные характеристики отвечает не воздух, а частотный спектр, то есть резонанс, а конкретно усиление частот в спектре 2000-4000 Гц (или певческая форманта). Одно удержание воздуха в легких к какому-либо эффекту звука не приводит. Еще в старину ловцы жемчуга, нырявшие на большую глубину без дайвинг баллонов, именно так и делали, но ни один из них не стал великим певцом. 

А по поводу «красивого» пения, все еще сложнее… Прилагательное «красивый» не относится к техническим и конкретным терминам, а к категории эстетических и вкусовых. У каждого человека свои параметры красоты даже в обыденной жизни, что уж говорить об искусстве…

То, что красиво для пребывания на пляже, не идет ни в какие рамки для деловой встречи и наоборот. Голубоглазые блондины по вкусу только отдельно взятой группе женского пола, другие же считают красавцами жгучих брюнетов Звук, красивый для оперы, будет звучать комично и, следовательно, некрасиво в любом стиле современного вокала. 

*****

Постулат второй: «Следование за нотой. Ошибочное мнение, к сожалению, так распространённое среди эстрадных певцов о том, что нужно менять позицию гортани для взятия высоких нот. Важно знать, что вокальная позиция голосового аппарата не должна изменяться в зависимости от интонируемой ноты, да и вообще во время пения гортань должна оставаться неподвижной, не тянитесь за нотой.» 

Всегда удивляло с какой легкостью люди, не проводившие абсолютно никаких исследований в области голоса и даже, наверняка, ни разу не наблюдавшие голосовой аппарат в стробоскоп, ставят ярлыки «ошибочное мнение». 

Движение гортани вниз и вверх является естественной анатомической функцией голосового аппарата. Даже при простом повышении тона голоса в разговоре - гортань устремляется занять верхнее положение, при понижении тона - опуститься в нижнее. Перефразируя Маяковского, можно сказать, что если какой-то орган организма был создан подвижным, то значит кому-то это нужно… 

Природа не дала человеку особой подвижности носа, как другим животным, а возможно, эта функция отмерла за ненадобностью. Но если мы в состоянии шевелить руками, ногами и многими другими органами, включая и гортань, то значит данные органы созданы подвижными для достижения какой-то цели.

Если вы не поднимете руку, то никогда не дотянетесь до ветки и не сорвете яблоко. Если вы не поднимете гортань, функцией которой является модификация вокального тракта для того, чтобы «дотянуться» до соответствующей ноты, а именно получить определенное растяжение и смыкание голосовых связок и подстроить резонаторное пространство под соответствующие частоты, то данную ноту вы просто не возьмете. 

Иными словами, если ваша вокальная позиция не изменится в зависимости от интонируемой ноты, то данная нота выйдет не интонированная, то есть фальшивая. Слышали, наверное, давний «бородатый» анекдот про дирижера оркестра, который дает указание пианисту играть на тон ниже, скрипкам - на полтона и т.д., а певице говорит: «А Вы, милочка, пойте, как поете». Ведь именно оперные певцы и певицы чаще всего грешат недотянутыми нотами, что происходит именно по причине перезаниженной гортани, в результате которой не достигается необходимая для определенного тона вибрация голосовых связок, равно как и происходит потеря средне высоких частот (певческой форманты) в спектре. 

Другое дело, что в силу сложившихся традиций, фонация вокалиста современного (или как в России называют «эстрадного») жанра и оперного - существенно отличается. Отличий, на самом деле много в целом, и более того, даже внутри самого оперного жанра существует множество вариантов разной фонации, что диктуется его подстилями и даже требованиями к исполнению отдельных композиторов. Того же Моцарта никогда не поют так, как Вагнера и т.д. Не верите? Приезжайте на оперные семинары в Италию. 

Что же касается основного (но далеко не единственного) отличия оперного вокала от современного, то оно как раз и заключается в положении гортани. Да, оперные вокалисты в силу стиля должны петь на пониженной гортани (никогда не на заниженной) для достижения характерного, и довольно искусственного для слуха оперного звука.

Фонация же современного вокалиста имитирует живую человеческую речь, осуществляемую обычно на средней гортани (если человека не изувечили предрассудками) и с целой гаммой оттенков человеческого голоса. 

Но в обоих случаях гортань никогда, слышите, НИКОГДА (!!!) не фиксируется в одном положении. Вокалист может петь на пониженной гортани, но она все равно будет двигаться наверх и опускаться вниз в соответствии с интонируемой нотой, сохраняя данное пониженное положение. То же самое происходит и с любым другим положением гортани. 

Чтобы стало понятней - приведу пример. Вы едете в метро вверх (или вниз) на эскалаторе: на две ступеньки выше вас стоит пожилая дама, на три ступеньки ниже вас - молодой человек. Но при этом вы все трое едете наверх (или вниз). Точно также функционирует и гортань: в какое бы положение относительно ноты вы ее не устанавливали ради достижения определенной краски в голосе и/или ради требования стиля, она все равно будет двигаться по мере повышения и понижения тона, это не ошибка, это природа! 

Ошибочным как раз является действие вокалиста по удержанию гортани, препятствующее ее естественному движению. И от подобных ошибок не застрахован никто, вне зависимости от практикуемого стиля. 

*****

Постулат третий: «Форсирование. Не следует пропускать лишний воздух сквозь связки, от этого голос не станет мощнее, лучше послать его в резонаторы, во время пения. Вы не должны извергать из себя большой объём воздуха не в зависимости от того какую ноту Вы поёте. Пламя свечи, поднесённое ко рту во время пения не должно колебаться, воздух нужно удерживать в себе и лишь малую часть его аккуратно посылать в резонаторы, этого будет достаточно для мощного звучного пения.» 

По сути, конечно, все так, вот если б не объяснения процесса… 

Действительно, не следует пропускать много воздуха через связки (если только вам не нужен эффект фальцета, или, как говорят в России - субтона), так как результат в данном случае будет обратный. Вы нарушите полноценное смыкание и вместо желаемой мощи получите сип, «петуха» или неприятный зажим. 

Помните, что воздух не идет сам по себе «в резонаторы». Сначала он встречает на своем пути голосовые связки и вызывает их вибрацию, и только после этого произведенный связками первоначальный (основной) тон попадает в то пространство, где образуются обертоны или резонанс. Как видите, неминуемо попадает, так как первоначальный звук, рожденный в связках, должен все-таки выйти через рот, или… через нос, или даже через то и другое одновременно. 

Логично возникает вопрос, почему же в таком случае одни вокалисты резонируют, а другие нет, раз у всех воздух проходит через резонаторную «надставную» трубу (это так и называется физиками-акустиками)? Да потому что для создания разных обертонов в голосе необходимо не само пространство, а определенные изменения (модификации) структур внутри вокального тракта, которые каждый человек в состоянии производить. Просто одним удается это лучше, другим хуже в силу сложившихся с детства определенных голосовых привычек. 

Американская исследователь и педагог Jo Estill выделила 13 таких подвижных и поддающихся контролю структур, влияющих на качество голоса и, изучив досконально каждое движение, разработала уникальные упражнения по тренировке каждой структуры в отдельности.

Их влияние на спектр резонанса можно не только услышать, но даже увидеть на специальной программе-анализаторе звукового спектра VoicePrint. 

Так что, ребята, в резонаторы мы не «попадаем», а создаем их своими рука… пардон, структурами вокального аппарата! 

*****

И если вы научитесь это делать, то Четвертый постулат о, так называемых, ошибках вокалистов читать вряд ли станете: «Белый звук. Так называют пение не в резонаторы, такое пение можно услышать у эстрадных певцов, которые полагаются на микрофон и не хотят звучать телом. Звучать должны резонаторы, тогда горло не будет зажиматься, звук будет богатым и интересным, ни на чей не похож»

За границей понятием «белый голос» называют детские голоса и хоры, которые поют отнюдь не без резонанса, просто в их голосах, в силу детской неразвитости гортани, превалируют высокие частоты.

Петь не в резонаторы невозможно. Возможно не уметь контролировать те изменения, которые приводят к тому или иному резонансу. Если вы не умеете создавать Высокую Певческую Форманту (ВПФ) и еще и опускаете гортань, то ваш резонанс будет глухим и низким и вряд ли кто-то, кроме вас самих, услышит ваше объемно-презентабельное пение.

Если вы от природы обладаете звонким голосом, это не означает, что хорошо «попадаете в резонаторы», просто вы привыкли инстинктивно пользоваться таким эффектом, как twang (или ВПФ). И многие бы хотели несколько ослабить его и добавить низких…. Все это возможно при умении контролировать внутренние структуры вокального тракта, чему и учит Estill Voice Training. 

Ну а микрофон, ребята, это уже просто смешно…. Он служит совсем для других целей: 
• для подчеркивания многочисленных эффектов (в том числе шумовых), которые создает современный вокалист в песне (и которые категорически запрещены в оперном вокале); 
• для того, чтобы петь в сопровождении музыкальных инструментов, звучание которых тоже усиливается искусственно (каким бы ни был оркестр, но это звучание живое); 
• ну и, наконец, для того, чтобы петь на любой «помоечной», простите, с точки зрения акустики площадке. Оперный театр, равно как и наши ванные комнаты-туалеты обладают прекрасной акустикой, именно потому петь без микрофона там легче. 

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

 

Поиск по сайту

 

Карта посещений

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU