Как петь КРАСИВО? |
Автор: Ирина Рамзина |
21.02.2011 21:28 |
Нет вокалиста, который не мечтал бы научиться ПЕТЬ КРАСИВО. Конечно, когда учился петь. Да, иметь сильный, широкодиапазонный голос – прекрасно, но это еще не все. Петь КРАСИВО – вот вершина мастерства! Тема красоты голоса не случайно возникла там, где речь идет о резонансе, ведь именно явление резонанса «строит» тембр, а тембр голоса и есть то его качество, которое «отвечает» за красоту, но в двух словах сложную тему не раскрыть, наберитесь терпения и все узнаете. Длинный рассказ о проявлении резонанса в вокале и значении его для голоса в целом подходит к концу. Осталось немного, взглянуть на резонансное пение с точки зрения современного вокалиста, чей вокальный репертуар не имеет отношения к классике, ведь в предыдущей статье «Как можно управлять тембром голоса» рассматривались приемы, используемые в вокале классическом. Насколько эти приемы изменения тембра голоса нужны в вокале современном? Подумайте сами, ведь все они, так или иначе, связаны с необходимостью повышения помехоустойчивости голоса, способом перестройки его спектра и были придуманы достаточно давно (хотя совершенствовались полтора века). В те времена, когда об электронике не было и помина. В наше время громкость рок-группы может в разы превышать громкость любого оперного оркестра, а применение микрофона и усилителей может и шепот сделать громогласным. В современных условиях, при изменившейся музыке, спор об эстетике и «правильности» вокала будет бесконечным. Любители классического голоса всегда с пренебрежением относились и будут относиться к «безголосым», по их мнению, современным вокалистам, а поклонники современных стилей – фыркать в сторону оперы, дескать «ни саунда», «ни драйва», «воют, воют» ну и тому подобное… Но, слава Богу, есть немало людей, которые находят прелесть и в классическом вокале, и в лучших образцах вокала современного, ведь искусство так разнообразно! Вернусь к сути. Итак, первый способ изменения тембра голоса, создание ВПФ (высокой певческой форманты) засчет понижения гортани и расширения глотки (см. статью «Как можно управлять тембром голоса»), которому, кстати, классические певцы учатся не один год, в современном вокале НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ. Сама высокая певческая форманта совсем не связана с высотой голоса или с высокими нотами, все как раз наоборот, высокую форманту могут реализовать низкие и средние голоса - бас, баритон, контральто, меццо. На фото слева вы видите Д. Хворостовского, по многим оценкам - лучшего баритона в России. Хорошо заметен прием понижения гортани и расширения глотки, даже если смотреть снаружи! В голосах же высоких и при фонации высоких нот ВПФ, как ни парадоксально, не возникает. Кроме того, певческая форманта может быть сформирована аппаратными методами звукооператором на концерте или в звукозаписывающей студии. Но дело не в том, что ВПФ можно создать на современной аппаратуре «искусственно». Тембр голоса, в котором ВПФ присутствует, становится «блестящим», «металлическим», настолько отличающимся от обычного человеческого разговорного голоса, что публика «не поверит» такому вокалисту, ведь главная задача певца – стать «ближе» к слушателю, не противопоставить себя: «Я – так далеко и высоко, что ты можешь лишь восхищаться моим искусством!», а наоборот: «Я – это ты, ты чувствуешь так же, как и я, ты говоришь теми же словами, и тем же голосом, как и я, поэтому ты не можешь мне не поверить…» Изменилась идея вокала – изменилась и его техника. Почти весь классический вокальный репертуар – это передача слушателю «высоких» чувств «высоким» же слогом. Если любовь, то мощная и трагичная, если действие, то обязательно героическое, нетривиальное, выходящее далеко за рамки обыденности. Классическую музыку называют «высоким» искусством! Вспомните сюжеты опер! А темы романсов? Для передачи «высоких» эмоций классический вокал как раз и нужен! Н.Басков "Памяти Карузо"
Скачать
(Щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт ' сохранить ссылку как 'или ' Сохранить объект как '...)
Сценическое действие – утрированная жизнь, в реальной, как правило, все не так эмоционально «выпукло», действия и переживания обычных людей более «мелки», что ли, в сравнении с поступками и отношениями эпических героев. Но сцена – совсем другое дело! Помните, произведения классических вокальных жанров написаны для СПЕКТАКЛЯ! Зритель должен испытать эмоции, которые, возможно, в своей жизни никогда не испытает, да и не хочет, по большому счету, реально быть Отелло или Аидой! Искусственно усиленные эмоции в классике – норма, и для них нужен искусственный, то есть не похожий на разговорный, вокал. Иное дело – вокал нетрадиционный. Сами темы современных песен далеки от «высокого» слога. «Ближе к слушателю» - девиз современного искусства. Проще слова и правдивее эмоции – популярнее песня и ее исполнитель. Тембр голоса певца тоже требует приближения к тембру обычного разговорного голоса обычного среднестатистического слушателя. Приближения, а не совпадения! Я не говорю, что вообще петь учиться не надо, прошу понять меня правильно! То, что можно назвать «приближение к разговорному тембру» - это нечто среднее между классическим вокальным голосом и простым разговорным. Вот послушайте того же Баскова, но поющего совсем другой репертуар. Н.Басков "Сердце"
Скачать
(Щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт ' сохранить ссылку как 'или ' Сохранить объект как '...)
Как раз созданию такого «приближенного» тембра голоса как нельзя лучше отвечает тезис о том, что на любой высоте звука гортань певца должна находиться в речевой позиции, на некоем среднем уровне, среднем для его обычной речи, хотя гортань РЕАЛЬНОГО вокалиста все равно при пении совершает некоторые колебания вверх-вниз, что связано с фонацией разных гласных. Абсолютной неподвижности в любом случае не будет, такова природа. Но очевидно, что ВПФ при этом в голосе не возникнет. Не появится, не «вырастет» между гортанью и глоткой очень маленькая полость, благодаря которой и возникает эта форманта. Эту полость можно создать только в том случае, если использовать академическую вокальную технику. При этом голос совсем не становится беднее, его «непохожесть» на классический вокальный нельзя расценивать категориями «лучше» или «хуже» - голос просто ДРУГОЙ! Да и вокалист может существенно сократить время на обучение. А.Иванов "Московская осень"
Скачать
(Щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт ' сохранить ссылку как 'или ' Сохранить объект как '...)
Пожалуй, единственным приемом изменения тембра, пришедшим из классики, которым пользуется современный вокал, является прием подстройки формант (см. статью «Как можно управлять тембром голоса»). Вы и сами можете убедиться в этом, если обратите внимание на то, как широко открывают рот современные вокальные «звезды» при пении высоких нот. При этом они могут и не задумываться о том, что используют «подстройку формант», просто им так петь удобнее и привычнее. Мне иногда встречались замечания о том, что широко открытый рот может влиять на положение гортани. Это абсолютная чушь! Разумеется, если открытие рта связано с возрастающим напряжением всех мышц лица и шеи, и уже нельзя говорить о расслабленности, то повлияет такое действие на звук непредсказуемо! Нет смысла разбираться, на что именно оказано наибольшее влияние, нужно учиться расслаблять свой вокальный аппарат (см. статью «Физиологический аспект техники вокала»). В известном «Наказе вокалисту», существующем с незапамятных времен (если не знаете, о чем я говорю, просто наберите в поисковой строке Гугла или Яндекса слова «Наказ вокалисту»), есть такие строки: «…станьте полым, как труба… (и еще) Прекрасный совет, но… для КЛАССИЧЕСКОГО вокалиста! Современной, приближенной к речевой манеры пения такими средствами не добиться. Я не говорю, опять же прошу понять меня правильно, что так петь вообще нельзя! ТАК поют векАми! Но кто поет и что поет? Вот именно – церковные песнопения и классический репертуар! А современные шлягеры поют иначе. Неужели современный вокалист совсем не работает со своими резонаторами? Работает. Но основным направлением его работы является ГЛАВНЫЙ резонатор – ротовая полость. Для современного вокала самое важное – передать текст. Передать его, не просто прочитав, а «вложив» внутрь ВСЕ эмоции, которые он (текст) должен возбудить в психике слушателя. Вы не задумываетесь в обычном разговоре о передаче эмоций, это делают соответствующие «эффекты» - повышение и понижение тона разговора, плаксивость или, наоборот, излишняя экзальтация, визг, крик и т.д. Вспомните, зачастую воспринимают не смысл слов, а то, КАК они были сказаны. Можно говорить гадости с улыбкой и правильным тоном, и вас при этом будут слушать, а можно предлагать единственно возможное решение возникшей проблемы криком и «давлением» - и слушатель воспримет предложение отрицательно, потому что прореагирует не на суть предлагаемого, а на ту форму, в которой это было подано. В песне так нельзя. Иначе песня не будет песней. Она сама уже является ФОРМОЙ. Эмоции передают гласные звуки. Думаю, вы не будете спорить с тем, что звуки согласные невозможно произнести «эмоционально». Их можно либо произнести, либо нет. Ну, может быть, за исключением сонорных согласных - на звук М, или Н, или Р можно даже петь. Часть вокальных упражнений построена именно на этих звуках. Но это исключения. Вся эмоциональность песни – звуки гласные, точнее, разное их звучание. Звучание по длительности, по громкости, но для нас сейчас главное – РАЗНОЕ ПО ТЕМБРУ! Одну и ту же гласную можно спеть совершенно по-разному! И различие проявится именно в тембре, даже если все остальные характеристики (высотность, длительность, громкость) будут при этом одинаковыми. «В фонетике есть термин «чистый гласный». Это достаточно абстрактное понятие, как и все научные понятия. В реальной речи гласные, во-первых, сильно индивидуализированы, а во-вторых — имеют «смазанную» форму, на которую сильно влияют как предыдущие, так и последующие звуки — гласные и согласные. Точное указание численного значения глоточной и ротовой формант имеет отношение только к такой абстрактной «чистой» форме гласного. На самом же деле каждый гласный имеет некую зону восприятия, достаточно широкую, в пределах которой он идентифицируется слухом как именно этот. Так, если глоточные форманты «А» — 700 Гц, а «О» — 535 Гц, то, примерно, до 610 Гц мы будем воспринимать постепенно высветляющееся «О», а от 700 до 620 — как постепенно затемняющееся «А». Где-то между 610 и 620 Гц восприятие будет зависеть от предыдущей и последующей фонемы и от контекста слова.» В.Емельянов «Развитие голоса»
Хороший певец работает над каждым гласным в каждом слоге каждого слова каждой фразы песни, которую поет. Прочитайте это предложение еще раз и вынесите слово «каждый» за скобки. Опытным путем на репетициях подбирается ОПТИМАЛЬНОЕ для данного слога (в слове, во фразе) звучание данного гласного звука – «светлее» или «темнее» лучше его спеть, «приблизить» или «удалить», звонче или глуше должен прозвучать гласный и т.д. Есть сочетания гласных с согласными и, особенно, сочетания нескольких согласных звуков подряд, петь которые ОЧЕНЬ неудобно! Нужно подбирать звуковые конструкции, которые маскировали бы это неудобство или сводили бы его на нет. Хороший современный вокал – не разговорная речь, гласные звуки хоть и не звучат НЕЙТРАЛИЗОВАННО, как в вокале классическом, тем не менее не обладают ПЕСТРОТОЙ разговорных! Такой оптимум звучания достигается только работой вокалиста над своим ротоглоточным резонатором – рупором, как принято его называть в вокале. В этом смысле я считаю вокал Валерии одним из наиболее качественных на нашей сцене. Валерия "Звездная страна"
Скачать
(Щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт ' сохранить ссылку как 'или ' Сохранить объект как '...)
«К управляемым и наблюдаемым частям рупора будем относить губы, нижнюю челюсть, видимую часть языка, лицевые мышцы. Только через их действие или бездействие можно реально что-то сделать с рупором, добиваясь каких-то качественных изменений в акустическом результате. …После того как установлен требуемый режим работы гортани, организован и натренирован активный фонационный выдох, запущено певческое вибрато, вся остальная и главная (!) работа по формированию тембра (кстати, любой жанровой ориентации) идет через рупор.» В.Емельянов «Развитие голоса»
Как работают с резонатором? Это ведь не для одного абзаца текста информация – существуют специальные упражнения, и их немало. Кроме того, ИЗОЛИРОВАННО в вокале над резонансом не работают, все вплетено друг в друга, каждое упражнение представляет из себя некий комплекс, направленный на одновременный тренинг различных сторон вокальной техники, в том числе и на работу с ротовым резонатором – артикуляцией. Вот так, уважаемые вокалисты! Резонанс в современном вокале проявляется именно в управлении певцом своим ротоглоточным рупором. Оптимально подобранное звучание гласных звуков квалифицируется слушателем как КРАСИВЫЙ ГОЛОС. Все остальные качества не вызовут в восприятии публики ассоциацию со словом «красивый». Голос может быть сильным, своеобразным, высоким, низким и т.д., и т.п. И лишь оптимизация звучания каждого гласного приведет к оценке – «красивый». Согласитесь, не все сильные голоса красивы и не все красивые – сильны. Хорошая иллюстрация этого утверждения находится в следующей статье, где вы услышите и увидите, как Маттео Белли разговиривает «разными голосами», используя только свои собственные возможности. Эта статья - переводная, по материалам одного из итальянских сайтов. Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник |