Ближайшие мероприятия Estill Voice в России:

06 сентября 2019   Дополнительный семинар (workshop) "Belting Day" для всех желающих Москва
06 - 07 сентября 2019   Дополнительный семинар (workshop) "Open session" для участников 2 ступени Москва
08 сентября 2019   Дополнительный семинар (workshop) "Distortion tour" для участников 2 ступени Москва
01-03 ноября 2019   Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени - управление структурами вокального тракта для всех желающих Москва
03 ноября 2019   Дополнительный семинар (workshop) - Стратегии преодоления «регистрового порога» в современном и оперном вокале для всех желающих Москва
         
   
О подробностях и деталях смотрите: http://evt.vocalmechanika.ru
   
         

Вы не одиноки!

Сейчас 121 гостей онлайн
Contant.gif

Начинающим

joomla

Подходы и принципы

joomla

Вокальная техника в странах Запада

joomla

В помощь вокалисту

joomla
Content-end.gif
Свистковый регистр
Автор: Ирина Рамзина   
31.05.2012 18:55

Свистковый (флейтовый) регистр с полным правом можно считать «вершиной» человеческого вокала. Даже не вокала, а вообще голосовых возможностей. И, как любой вершины, не каждый поющий может достигнуть его в своем голосе. Казалось бы, люди, имеющие от природы низкие голоса (мужчины), по сравнению с людьми, чьи голоса выше (женщины), не могут, априори, претендовать на свистковый регистр. По логике. А на самом деле, совсем не так.

Вот пример свисткового регистра в голосе мужчины. С видео не поспоришь. Этот исполнитель стал рекордсменом книги Гиннеса!

Свистковый регистр отличается от регистра фальцетного (или головного). Отличается «конфигурацией» голосовых связок, его создающей, поэтому выделяется наукой в отдельный РЕГИСТР, а не в степень головного.

Регистр головной («Регистры – «коробка передач» для голоса», «Натуральные и тембровые регистры») возникает при нахождении голосовых связок в растянутом и плотно сжатом состоянии, когда расположенная под ними мышечная часть голосовых СКЛАДОК в создании звука УЖЕ участия не принимает (видео пример в статье «Как создается вокальный звук?»). Такой звук голоса лишен грудных обертонов в своем тембре, достаточно характерен для женского голоса, но вот мужской голос сразу переводит в подобие женского (на слух).

Что же происходит со связками в свистковом регистре?

Поскольку они (связки) на самой высокой ноте достигли предела своей растяжимости, следующий, еще более высокий звук потребует каких-то иных, кроме растягивания, изменений от самих связок. Что же произойдет?

По мнению Сэта Риггса связки начинают приоткрываться. Они в своей центральной части образуют некое «отверстие», разойдясь друг от друга пусть и на очень небольшое расстояние, но, все же, РАЗОЙДЯСЬ.

 

Ранее считалось, что приоткрывание связок происходит именно в их середине, и это свидетельствует в пользу того, что ткани связок получают какой-то сигнал из мозга, заставляющий их менять свою геометрию. Предполагалось, что действуют те мышечные волокна, которые находятся внутри самих вокальных связок. При этом центральная их часть РАССЛАБЛЯЕТСЯ, что дает возможность воздуху «прорваться» с наименьшим сопротивлением именно в этом месте. Соответственно, раз в центре образовалась «дырка», то по краям воздух проходить уже не будет, закон природы – все устремляется по пути наименьшего сопротивления!

Однако не столь давние исследования этого механизма голосообразования, выполненные специалистами Estill International и различных научных коллективов, сотрудничающих с EVT, показали воочию, что на самом деле в механизме M3 все не так, как считает Риггс.

Вот видеозапись ларингоскопии, в которой хорошо видно, как связки человека как бы «поделились» на части. Ближняя половинка, идущая от щитовидного хряща, перестает вибрировать вообще, плотно сжимаясь. Вибрирует только задняя половинка связок. Разумеется, чем длина вибрирующей части меньше, тем звук выше. Именно потому, что при свистке вибрация части связок полностью прекращается, такой механизм получил название stop-closure.

Очевидно, что тембр звука свисткового регистра не позволяет определить пол его создателя. Он - «агендерный». Это лишний раз доказывает, что половую принадлежность голоса мы определяем по формантам тембра, отсутствующим в свистке. Форманты создаются резонаторными полостями вокального тракта («Что такое форманты?»), «реагирующими», благодаря своим объемам, на конкретные частоты и их обертоны. В свистковом регистре частота издаваемого звука настолько высока, что его обертоны лежат за пределами возможностей резонаторов, поэтому на слух - ТЕМБРА НЕТ! Есть «голая», «чистая» звуковая волна. Точнее, мы не слышим тембра!

Женский голос

Мужской голос

Практически невозможно отличить женский голос от мужского, верно? Конечно, ведь когда люди свистят, нельзя разобрать на слух, женщина свистит или мужчина, совершенно отсутствует характерный ТЕМБР звука.

Добиться звука в свистковом регистре могут не все. В первую очередь, препятствует достижению такой возможности недостаточная ЭЛАСТИЧНОСТЬ связок. Курение убивает эластичность очень быстро, поэтому давно и много курящим можно сразу о свистке забыть. Легче всего «заголосить» таким образом детям, чьи связки еще пока совершенно «девственны» (тафтология получилась, ну да ладно). И они, бывает, так этим пользуются…

Еще одной особенностью свистка нужно считать его «выпадание» за рамки фонетики языка. В этом регистре невозможно создать гласный звук. Просто звук – да, но ГЛАСНЫЙ звук – это наличие как минимум трех формант в спектре, а в свистке формант не бывает (точнее она там одна). Отсюда – свистковый регистр применяется в вокале только как МЕЛИЗМ! Хотя, в отличие от мелизма, звук может быть достаточно длительным по времени.

Акцент, кульминация, кода – вот подходящие для его использования моменты!

Свистковый регистр практически не используется мужчинами. Один из участников группы «Вокальная механика» ВКонтакте так написал в одном из комментариев:

«...знать особо много и не нужно о свистковом регистре. В мужских голосах он бывает редко, даже очень-очень редко. Чаще всего он присутствует, когда у тебя в детстве был высокий дискант с наличием 3-ей октавы, а потом, после мутации, эти же ноты остаются. Да и даже когда он остаётся после мутации ... в 90 % случаев - это не вокальный отрезок.»

В классическом вокале свисток (там принято называть «флейтовый регистр») тоже редок. Колоратурное сопрано иногда его использует. Использовала флейтовый регистр, например, Има Сумак, но отнести ее уникальный голос к какому-либо типу – дело неблагодарное. Диапазон в 4 октавы перекрывает все существующие типы голосов! Поэтому, кстати, информации о свистковом регистре мало, его мало изучали, поскольку это редкость, как в возможностях голоса, так и в репертуаре классики.

Тренировка же данного регистра сводится практически полностью к умению его вызвать. Регулировать высоту ноты возможно только методом уменьшения/добавления воздуха (координацией), но уж, коль скоро, вокалист его вызвал, управлять им научится очень быстро, базируясь на собственных ощущениях. Поскольку, повторяю, о тембре и прочих вокальных тонкостях в этом регистре и речи быть не может.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

 

Поиск по сайту

 

Карта посещений

 
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU